Партнерский доступ

Шевченко Укргазбанк

Кирилл Шевченко родился 23 октября 1972 года в Туле (РФ). В 1994  году окончил Харьковский государственный экономический университет и получил квалификацию экономиста. Карьеру в банковской сфере начал в Украинском кредитном банке (сейчас А-Банк) в августе 1994 года, после этого работал в банках «Аваль» и «Финансы и Кредит». С декабря 2006 года по май 2009 года возглавлял Государственное ипотечное учреждение. А с мая по сентябрь 2009 года был советником премьер-министра Юлии Тимошенко. Затем возвратился к работе в банковской системе, получив назначение на должность первого зампредправления Укргазбанка. После этого возглавил Терра Банк, а впоследствии стал советником секретариата главы Ощадбанка. В октябре 2014 года вернулся в Укргазбанк на должность первого заместителя председателя правления, 26 декабря 2014 года стал и.о. руководителя Укргазбанка, а 16 апреля 2015 года Кабинет Министров Украины утвердил его в должности главы правления банка.

«Любое частное предприятие, за исключением разве что компаний в сфере торговли, может сделать свое производство более экологичным и энергоэффективным»,

утверждает Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка

— В последнее время ряд банков заявили о планах развивать направление по обслуживанию малого и среднего бизнеса (МСБ). Чем вызван такой повышенный интерес к работе с этим сегментом?

— Периодически в банковском секторе, как и в любом другом, возникает мода на что-либо. Сейчас одна из модных тенденций — работа с МСБ. Но этому есть вполне логичное объяснение: крупный бизнес очень закредитован, поэтому работать с ним сложно. К тому же банки хотят избежать концентрации рисков. А именно работа с МСБ позволяет диверсифицировать кредитный портфель. На самом деле коммерческие банки уже работали в данном направлении еще до кризиса 2008 года. Кто-то более успешно, кто-то — менее. Были примеры, когда банки закрывали это направление из-за высокой убыточности, а для некоторых кредитных учреждений оно до сих пор остается одним из приоритетных. Но для госбанков, в частности для Укргазбанка, работа с МСБ — новое направление, которое мы выстраивали практически с нуля. В категорию МСБ в нашем банке попадают предприятия с оборотом до 100 млн грн в год. Традиционно МСБ делят на микробизнес, малый и средний бизнес. Мы обслуживаем все сегменты, но кредиты микробизнесу не выдаем. По сути это потребительское кредитование — кредитование без обеспечения и под высокие проценты. Спрос здесь довольно большой, но риски очень высоки.

— Кредитование малого и среднего бизнеса отличается от кредитования микробизнеса?

— Безусловно. Для малого бизнеса мы внедрили стандартные подходы к кредитованию, разработали типовые продукты, выдаем займы только под обеспечение. Работа со средним бизнесом еще сложнее: здесь чаще применяется индивидуальный подход к клиентам, но и требования к заемщикам выше.

— Насколько, по вашим оценкам, МСБ вовлечен в кредитование?

— Мне кажется, не более чем на 10%. По сути, с 2008 года у МСБ доступа к кредитным ресурсам не было. В последние годы банкам в принципе было не до кредитования: они разбираются со своими старыми должниками и решают накопившиеся во время кризиса проблемы. А до этого банки предпочитали финансировать крупный бизнес: проще было выдать несколько крупных займов корпорациям или холдингам, чем привлекать для обслуживания десятки небольших частных компаний. Сейчас ситуация меняется.

— Какие-либо закономерности в регионах наблюдаете? В каких областях кредитная активность выше?

— Наибольшая активность в Ровенской, Волынской, Тернопольской и Хмельницкой областях. Чем западнее регион, тем выше кредитная активность. Хотя отклонение в целом по стране небольшое. По нашим наблюдениям, чаще берут кредиты компании из областных центров, чем из глубинок.

— С учетом того, что конкуренция в сегменте кредитования МСБ растет, чем банк может привлечь клиентов?

— Мы довольно активно сотрудничаем с международными финансовыми организациями (МФО). Например, у IFC и KFW есть программы, направленные на развитие МСБ. Мы разработали под проекты с МФО отдельную линейку кредитных продуктов. Также развиваем ЭКО-кредитование и запускаем партнерские программы, по которым предлагаем заемщикам льготные условия финансирования.

— Проекты с МФО уже давно есть на рынке. Но одной из ключевых проблем, которая мешает развитию этого направления, являются достаточно жесткие требования к заемщикам. Кроме того, МФО финансируют в валюте, а клиенты МСБ не готовы сейчас брать валютные кредиты. Ваших клиентов это не останавливает?

— Откровенно говоря, особых проблем мы не видим. Кредитовать в валюте мы можем только экспортеров. Но среди МСБ таких совсем немного, поэтому мы предоставляем финансирование в гривне. Гривну получаем через операции «своп». Что касается требований к заемщикам, то чем больше компания и чем выше сумма кредита, тем жестче отбор. Но здесь огромную роль играют наши менеджеры на местах: в их обязанности входит не только продать кредит клиенту, но и проконсультировать его, помочь составить бизнес-план и собрать необходимый пакет документов. Мы провели ряд обучающих тренингов для менеджеров. Тяжело продавать то, в чем ты вообще ничего не понимаешь: нам нужны были не просто «продажники», а консультанты.

— Вы расширяли штат для запуска направления по работе с МСБ?

— Нет. Мы переквалифицировали менеджеров из розничного и корпоративного бизнеса. Исследования показывают, что наш штат и наша филиальная сеть — порядка 200 точек — оптимальна для работы в Украине. Если нужно обслужить клиента в райцентре, где у нас нет отделения, наши менеджеры выезжают на место.

— В чем отличие ЭКО-кредитов от обычных займов?

— ЭКО-кредиты выдаются на финансирование экологических и энергоэффективных проектов. Возьмем, к примеру, частную пекарню. Мы можем выдать кредит на покупку и установку менее энергоемкой печи. Один из наших заемщиков — тепличное хозяйство — получил кредит на замену обычного освещения на энергоэффективное. Любое частное предприятие, за исключением разве что компаний в сфере торговли, может сделать свое производство более экологичным и энергоэффективным. В прошлом году мы выдали порядка 15 тыс. ЭКО-кредитов, что составляет 40% от общего количества займов МСБ. Срок кредитования по таким продуктам — до трех лет. Стоимость кредита — до 25% годовых, хотя еще в середине прошлого года, когда мы только запускали это направление, ставки достигали 27%. Правда, среди ЭКО-продуктов есть льготные программы, где ставка существенно ниже — от 10% годовых.

— Остальные 60% кредитов — это какие займы?

— Кредиты на пополнение оборотных средств и на покупку оборудования. Клиенты МСБ покупают много техники. В первую очередь за счет партнерских программ, где финансирование гораздо дешевле, чем в классических программах. Например, 99% всей техники, приобретенной в кредит, — из Беларуси. Это и тракторы, и оборудование для деревопереработки, и грузовая техника, и лифты, и даже троллейбусы — продукция 48 белорусских заводов.

— В чем преимущество белорусской техники для украинских клиентов?

— Мы подписали договор о сотрудничестве с правительством Беларуси, по которому Беларусь за счет своего бюджета компенсирует украинским заемщикам часть стоимости финансирования в размере одной трети учетной ставки НБУ — сейчас это 6,33%. То есть клиент получал кредит под 16–17% годовых. Это абсолютно конкурентная ставка, которая приемлема для бизнеса.

— Аналогичные компенсационные программы с другими поставщиками или производителями у вас есть?

— Пока нет. Мы сейчас общаемся с украинскими производителями энергоэффективной техники, котельного оборудования, окон и фасадов, поэтому, надеюсь, скоро будут и новые договоры.

— Какие, по вашему мнению, главные проблемы, мешающие кредитованию МСБ?

— Одна из основных проблем — стоимость кредитования. Но ее мы решаем за счет партнерских программ и льготных условий выдачи займов. Также банкам приходится сейчас конкурировать за клиентов с небанковскими кредитными учреждениями, такими как кредитные союзы, ломбарды или финансовые компании, а также с частными кредиторами. За время кризиса мы забыли, что существует небанковский рынок заимствований. Там нет скрупулезного изучения финансовой отчетности и отслеживания финансовых потоков компании, от заемщика не требуют написания бизнес-плана, а иногда можно обойтись и без предоставления дополнительного залога. Чтобы привлечь клиентов, нужно сделать банковское финансирование более доступным и конкурентным, чем небанковское. Если заемщику нужен кредит, он возьмет его там, где дешевле, проще и где минимальные риски.