С заботой о будущем

КИРИЛЛ ШЕВЧЕНКО родился 25 октября 1972 года в Туле (РФ). В 1994  году окончил Харьковский государственный экономический университет и получил квалификацию экономиста. Карьеру в банковской сфере начал в Украинском кредитном банке (сейчас А-Банк) в августе 1994 года, после этого работал в банках «Аваль» и «Финансы и Кредит». С декабря 2006-го по май 2009 года возглавлял Государственное ипотечное учреждение, а с мая по сентябрь 2009 года был советником премьер-министра Украины. Затем возвратился к работе в банковской системе, получив назначение на должность первого зампредправления Укргазбанка. С апреля 2010 года по апрель 2011-го возглавлял Терра Банк, а впоследствии стал советником секретариата главы Ощадбанка. В октябре 2014 года вернулся в Укргазбанк на должность первого заместителя председателя правления, 26 декабря 2014 года стал и.о. руководителя Укргазбанка, а 16 апреля 2015 года Кабинет Министров Украины утвердил его на должности главы правления банка.

 

«Кредитные менеджеры оценивают влияние конкретного проекта на окружающую среду»

утверждает Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка

— О своем желании кредитовать МСБ заявляют многие банки. Какой фактически является ситуация в этом сегменте?

— Активными игроками на этом рынке являются порядка десяти банков. На протяжении года их состав практически не менялся, изменения были разве что в единицах его участников и позициях того или иного банка в этой десятке. На самом деле рынок МСБ развивается не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Это является следствием сложившейся экономической ситуации, поэтому о кардинальных перестановках в сегменте кредитования МСБ говорить не приходится.

— Как эти десять банков конкурируют за клиентов? Очевидно, что снижать ставки и демпинговать участники рынка сейчас не готовы.

— У каждого банка есть своя специфика. Кто-то делает акцент на работе с микробизнесом — выдает короткие кэш-кредиты по упрощенной схеме. Мы в этом сегменте вообще не работаем. Кто-то активно продвигает партнерские программы, которые позволяют существенно снизить стоимость кредита. А кому-то хорошим подспорьем становится сотрудничество с международными финансовыми организациями. Тут можно предложить клиентам как более привлекательную ставку, так и консультационные услуги, направленные на развитие бизнеса. Мы, например, сотрудничаем с Немецко-Украинским фондом: у нас есть программа, рассчитанная специально на МСБ. В прошлом году мы выбрали все доступные нам кредитные линии и подписали с Немецко-Украинским фондом договор об увеличении лимитов. Сейчас ищем новых партнеров. Также мы активно кредитуем ОСМД в рамках госпрограммы по энергоэффективности. В прошлом году 80% кредитов ОСМД по этой программе выдал именно Укргазбанк — это чуть меньше 50 млн грн.

— Год назад вы только начинали строить работу с МСБ. Приходилось ли за это время корректировать свою стратегию в этом сегменте?

— Да, планы мы корректировали дважды. Первый раз — в мае 2016 года, когда банк подписал договор с IFC и принял для себя стратегию green bank. Такое событие не могло не повлиять и на работу в сегменте МСБ. Второй раз — летом 2016 года, когда нам пришлось расширить планы для МСБ в связи с их динамичным выполнением. За год наш кредитный портфель вырос в два раза — с 0,5 млрд грн до 1,1 млрд грн. При этом в целом корпоративный портфель увеличился на 29% — с 20 млрд грн до 27 млрд грн. Помимо этого мы изменили подходы к МСБ. Если раньше мы относили к МСБ компании с оборотом до 100 млн грн, то теперь подняли планку до 150 млн грн. Считаю, что это адекватно ситуации в экономике. Хотя некоторые коллеги относят к малому и среднему бизнесу компании с оборотом до 0,5 млрд грн.

— Какие изменения в работе с МСБ произошли после принятия стратегии green bank?

— Мы расширили кредитную линейку для МСБ продуктами по энергосбережению и так называемому зеленому финансированию. Кроме того, изменили подходы к оценке рисков. Например, при выдаче кредита менеджеры оценивают риски охраны окружающей среды и социальные риски (environment and social risk-management), то есть оценивают влияние конкретного проекта на окружающую среду. Ведь, откровенно говоря, некоторые проекты даже в альтернативной энергетике, например в гидроэнергетике, зачастую наносят вред окружающей среде.

— То есть вы просто отказываете клиентам в кредитовании таких проектов?

— Да. Даже если этот риск единственный, а по всем остальным параметрам клиент нам подходит. Я допускаю, что завтра он пойдет в другой банк и ему там все-таки выдадут кредит.

— «Зеленое» финансирование некоторые участники рынка запускали и раньше. Но продавать такие продукты было крайне сложно. Если клиент приходит в банк за кредитом, значит, ему нужны деньги здесь и сейчас. Как вы решаете эту проблему?

— После того как в мае прошлого года мы подписали с IFC программу по green bank, мы занимаемся ее популяризацией. Устраиваем мероприятия и форумы для клиентов, рассказываем о наших возможностях и о преимуществах таких программ. Огромная работа проводится и внутри банка. Как работает классический кредит? Заемщик приходит в банк, берет деньги, вкладывает их в проект, зарабатывает на этом проекте больше денег, чем нужно заплатить банку, возвращает банку тело кредита и проценты по нему и живет на остаток прибыли. В чем принцип кредитования на повышение энергоэффективности? Заемщик берет деньги, меняет оборудование на более энергоэффективное и платит банку не за счет дополнительно заработанных денег, а за счет сэкономленных. Это определенная психология, которая должна поменяться в первую очередь у кредитных менеджеров.

— Получается, что все ЭКО-кредиты — это длинные инвестиционные займы. А если клиент приходит за классическим кредитом на пополнение оборотных средств, вы ему отказываете или предлагаете свои ЭКО-продукты?

— Если мы говорим об альтернативной энергетике, то это кредиты сроком до пяти-шести лет, если речь идет о кредитах на повышение энергоэффективности, то тут каждый проект оценивается индивидуально. Иногда это финансирование на год-полтора, иногда — на два-три года. Если клиент приходит за «обороткой», конечно же, мы ему не отказываем. Но наши менеджеры и консультанты могут проанализировать его бизнес и предложить более интересные варианты сотрудничества. И такой механизм работает: доля ЭКО-кредитов МСБ в нашем банке составляет 42%. Но у нас есть даже «оборотка» ЭКО — более лояльные условия кредитования для производителей энергоэффективного оборудования и материалов, а также для покупки или производства биомассы и т.п.

— Некоторые банки делают ставку именно на партнерские программы с производителями техники или дилерами. Такое сотрудничество позволяет предложить клиенту простой кредитный продукт и довольно дешевое финансирование. Вам это направление интересно?

— На рынке действительно есть очень хорошие партнерские программы. Но их главный минус заключается в том, что они отраслевые. Как правило, их целевая аудитория — аграрии, которым в кредит предлагают приобрести сельхозтехнику, семена, средства защиты растений. Мы нашли вариант партнерской программы, которая интересна представителям практически всех отраслей, — это так называемая белорусская программа. Среди наших партнеров — 48 белорусских заводов — производителей техники. Это и сельхозтехника (комбайны, тракторы), и дорожная техника, и котлы. Ставка по таким кредитам — от 11,8%  годовых в гривне.

— А какая стоимость остальных кредитов для МСБ в вашем банке?

— По ЭКО-проектам ставка составляет от 18,5%, по программам в рамках финансирования совместно с Немецко-Украинским фондом — от 18,7%, по стандартным кредитным продуктам — от 19,5%. За прошедший год стоимость кредитования для МСБ снизилась на 4,3 п.п. Кредиты в валюте мы готовы выдавать под 7,5% в долларах и под 6% в евро.

— Каких изменений вы ожидаете в сегменте МСБ по итогам 2017 года?

— Все зависит от того, как будет развиваться МСБ в стране в целом. Ситуация в этом сегменте прямо пропорциональна ситуации в экономике. Если экономика будет расти, то появятся новые компании с новыми потребностями и новыми запросами, в том числе к банкам. А уже банки будут подстраиваться под ситуацию. Например, еще до кризиса 2008–2009 годов у одного из участников рынка были передвижные пункты по выдаче кредитов в сельской местности: рынок рос настолько агрессивно, что появилась потребность в таком продукте. Потом ситуация изменилась, и банк это направление свернул. Кредитные учреждения готовы подстраиваться под запросы клиентов в случае необходимости. Если же говорить об Укргазбанке, то мы рассчитываем на прирост кредитного портфеля МСБ до 2 млрд грн, причем доля ЭКО-кредитов вырастет до 50%.