Курс на упрощение

ЮЛИЯ КИРПА, партнер ЮФ Aequa

МАРИНА ФЕДОРЕНКО, внештатный советник ЮФ Aequo

Выполнение поэтапного графика докапитализации может оказаться непосильной задачей для многих мелких банков. Стремясь предотвратить их уход с рынка, НБУ выступил инициатором разработки специального законодательного акта, расширяющего перечень механизмов оперативной капитализации

В последнее время руководство Нацбанка все чаще заявляет о завершении процесса очищения банковской системы, в результате которого рынок покинули более 80 игроков. Вместе с тем в Нацбанке признают: некоторые банки, в первую очередь небольшие, вероятно, все же уйдут с рынка в ближайшие годы. Причиной этому станет невыполнение требований закона, согласно которым до 2024 года банки обязаны поэтапно увеличить свои уставные капиталы до 500 млн грн. Выполнение такого предписания может стать непосильной задачей для банков, чьи акционеры не хотят или не могут осуществить столь существенные вливания средств в принадлежащие им учреждения.

Предвидя такой ход событий, НБУ выступил инициатором разработки специального законодательного акта, направленного на минимизацию количества банков, которые могут уйти с рынка, за счет расширения перечня механизмов оперативной капитализации. Речь идет о законопроекте относительно упрощения процедур реорганизации и капитализации банков №6010, который Верховная Рада приняла 23 марта 2017 года. Этот документ упрощает процедуры капитализации за счет дополнительных взносов и консолидации банков путем присоединения.

Поскольку закон принят в качестве антикризисной меры, действовать он будет временно — до 1 августа 2020 года.

Основным нововведением закона является существенное упрощение процедуры присоединения банков. С помощью этого инструмента увеличение капитала достигается за счет объединения уставных капиталов нескольких банков без дополнительных финансовых вливаний. Воспользоваться упрощенной процедурой смогут все банки при условии предварительного согласования НБУ плана реорганизации.

При разработке документа авторы опирались на информацию о «болевых точках» существующего правового регулирования банковских реорганизаций, предоставленную экспертами рынка, в том числе нашей командой, имеющей опыт сопровождения нескольких недавних банковских присоединений.

Предыдущие банковские присоединения были очень затянуты во времени и занимали около полутора лет. Поэтому основной акцент в законе сделан на максимальном сокращении сроков всех корпоративных, согласовательных и регистрационных процедур, которые необходимо соблюсти при реорганизации банковского учреждения. Например, общее собрание акционеров банка может быть созвано за пять рабочих дней вместо требуемых сейчас 30 календарных дней, разрешение на реорганизацию выдается НБУ в течение трех рабочих дней (вместо одного месяца), регистрация выпуска акций в НКЦБФР занимает три рабочих дня (сейчас — 25 рабочих дней).

Кроме того, отменяются требования относительно обязательного выкупа акций у акционеров, которые голосовали на общем собрании против присоединения, а также относительно удовлетворения присоединяемым банком требований кредиторов. Эти действия не только затягивают процесс присоединения, но и создают для банков-участников дополнительную финансовую нагрузку. Таким образом, предлагаемые изменения помогут сократить срок присоединения до нескольких месяцев, допуская при этом урезание некоторых прав миноритарных акционеров и кредиторов. Инициаторы законопроекта придерживаются позиции, что в период кризиса поддержание стабильности банковской системы превалирует над необходимостью соблюдения некоторых прав отдельных лиц. Такой подход в целом вызывает поддержку у представителей рынка и экспертов, поскольку он соответствует сложившейся экономической ситуации. Но в рамках системного реформирования процедур реорганизации банков, работа над которым ведется в последние несколько лет, затронутые вопросы, безусловно, потребуют поиска более сбалансированного подхода.

Существенным нововведением закона, включенным авторами в связи с многочисленными комментариями экспертного сообщества, является также отмена необходимости проведения фискальными органами проверки присоединяемого банка. В предыдущих банковских слияниях такие проверки и споры с контролирующими органами об их результатах на много месяцев откладывали регистрацию прекращения деятельности банков в ЕГР. Такая практика противоречила самой сути процесса присоединения, предусматривающего полное правопреемство объединенного банка по всем обязательствам присоединяемого банка. Неоправданной она была и с практической точки зрения, так как все активы присоединяемого банка после подписания передаточного акта уже переданы правопреемнику, и, следовательно, любая уплата задолженности таким банком все равно технически невозможна. Таким образом, отмена законом проверок и включение положений о налоговом правопреемстве являются одними из самых важных достижений в законодательном поле, значительно уменьшающих сроки присоединения.

Отдельного внимания заслуживает закрепленный в законе подход к конвертации акций. В течение многих лет главным препятствием для слияний банков, не входящих в одну группу, был существующий механизм конвертации акций по номинальной стоимости. Такой механизм не позволяет учесть разницу в рыночной стоимости банков, которые сливаются, и провести обмен акций на экономически обоснованных принципах. Поскольку закон направлен в первую очередь на присоединение несвязанных банков, некоторые представители рынка были разочарованы, не увидев в нем долгожданного изменения подхода к конвертации акций.

Однако логику авторов закона, подтвердивших необходимость конвертации по номиналу, понять можно. Несмотря на поддержку регуляторами и экспертами необходимости внедрения рыночного подхода к обмену акций (в том числе для гармонизации национального законодательства с подходами, существующими в странах ЕС), практический механизм перераспределения акций объединенного банка с учетом справедливой стоимости, к сожалению, все еще окончательно не разработан. Следовательно, включение в закон рыночного подхода, процесс применения которого пока неясен, не только не поспособствует процессам присоединения банков, но и, вероятнее всего, затруднит их. Исходя из этого, предлагается осуществлять конвертацию акций по номинальной стоимости согласно отработанным на практике процедурам.

На практике рыночные условия слияния можно обеспечить путем перепродажи акций на вторичном рынке, выплаты компенсации на уровне холдинговых структур и т.д. При этом важно отметить, что такое ручное регулирование влечет за собой риск ущемления прав и интересов миноритарных акционеров. Так, мажоритарные акционеры банков, договариваясь о слиянии, могут принять решение о выборе инструментов для приведения условий слияния к рыночным вне официальных процедур. Таким образом миноритарные акционеры будут исключены из этого процесса. Данная проблема подтверждает необходимость структурных изменений законодательства, которые смогут предоставить единый для всех банков и акционеров прозрачный механизм консолидации на рыночных принципах.

Другая часть закона направлена на упрощение процедуры классической капитализации за счет средств акционера или инвестора. И если процесс присоединения банков предлагается упростить впервые, то возможность упрощенной классической докапитализации банкам предоставили еще 30 декабря 2014 года. Правда, закон о мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков, был временным и действовал до 1 января 2017 года.

Законопроект №6010 продолжает заданный курс: он существенно сокращает сроки проведения всех действий по капитализации и, насколько возможно, упрощает их. Вместе с тем с учетом опыта применения предыдущего закона были усовершенствованы некоторые механизмы. Например, если ранее провести процедуру докапитализации по упрощенной схеме могли исключительно банки, имеющие проблемы с капиталом, то теперь такая возможность доступна любому банковскому учреждению, которое получит «зеленый свет» от НБУ. Кроме того, несколько увеличены сроки проведения регистрационных и согласовательных действий: они стали более реалистичными. Другие же положения действовавшего закона включены в новый закон практически без изменений. Речь идет, в частности, о сокращенном сроке созыва общего собрания, об отсутствии обязательств у банка осуществлять обязательный выкуп акций по требованию акционеров и т.д.

Учитывая исключительную важность закона для банковской системы и необходимость увеличения минимального размера уставного капитала банков до 200 млн грн уже к июлю текущего года, парламент рассмотрел и принял его в рекордно короткие сроки.