Вкладчики проникаются доверием
Макроэкономическая стабилизация привела к увеличению объема банковских вкладов, даже несмотря на снижение ставок. В структуре депозитной базы по-прежнему преобладают краткосрочные вклады, но сроки размещения средств постепенно увеличиваются. Банкиры прогнозируют, что ставки по всем видам вкладов продолжат падать, снизившись до конца года в гривне на 2–4 процентных пункта, а в валюте — на 0,5–1,5 п.п., в то время как приток средств на счета продолжится
Статистика НБУ свидетельствует, что на 1 января 2017 года общий объем средств физлиц в украинских банках составлял 429,6 млрд грн, из них в гривне — 197,37 млрд грн, в валюте — $8,5 млрд. За год гривневые активы украинцев выросли на 9,15 млрд грн, а валютные сбережения снизились на $209 млн.
Лидером по приросту срочных гривневых депозитов стал Ощадбанк (+4,6 млрд грн), в тройку лидеров вошли также Укрсоцбанк (+1,44 млрд грн) и ТАСкомбанк (+753 млн грн). Доверием вкладчиков также пользовались государственные Укргазбанк и Укрэксимбанк, а также банки с иностранным капиталом — Идея Банк, ОТП Банк, Кредобанк. В десятку кредитных учреждений также вошел А-Банк: до национализации ПриватБанка А-Банк работал фактически как его филиал. И когда ситуация вокруг ПриватБанка стала накаляться, менеджеры предлагали вкладчикам размещать депозиты и переоформлять вклады в А-Банке. За 12 месяцев ему удалось увеличить портфель срочных гривневых депозитов на 465 млн грн.
Активнее всего «похудели» портфели срочных гривневых вкладов населения Полтава-банка (-540 млн грн), ПУМБ (-484,9 млн грн) и Проминвестбанка (-396,2 млн грн). В десятку по оттоку также вошел еще один банк с российским капиталом — ВТБ Банк (-110,2 млн грн) и национализированный ПриватБанк (-124,4 млн грн).
Для привлечения вкладчиков банки даже придумывали специальные финансовые инструменты. «Некоторые банки использовали механизм, связанный с выдачей гарантий в виде страховок депозитов. Кроме того, часть банков предоставляла в качестве обеспечения залоговое недвижимое имущество, но в этом случае такие вклады не покрывались Фондом гарантирования вкладов. Впрочем, основной фактор для клиента — это надежность банка», — отмечает заместитель начальника управления розничного и малого бизнеса Индустриалбанка Константин Варнин.
В прошлом году ПриватБанк, например, запустил проект по Р2Р-кредитованию: вкладчикам банка предлагали кредитовать заемщиков. Зачастую основным инструментом привлечения клиентов была повышенная ставка по вкладу. Эффективная доходность таких инвестиций была на уровне 22-23%, что выше эффективной доходности по аналогичным депозитам (ниже 20%). Правда, ПриватБанк честно признавал: такие вложения не гарантируются Фондом гарантирования вкладов. В качестве альтернативы клиентам предлагалось застраховать инвестиции в близкой к «Привату» страховой компании «Ингосстрах». В Нацбанке неоднократно подчеркивали, что не контролируют подобные операции, и все риски вкладчики несут самостоятельно. После национализации ПриватБанка новое руководство приняло решение перевести все проекты по Р2Р-кредитованию на баланс кредитного учреждения. По словам председателя правления ПриватБанка Александра Шлапака, всем вкладчикам было предложено переоформить средства на депозит. «Около 50% средств остаются в банке», — заявлял он в середине марта.
На баланс аффилированных финансовых компаний привлекал депозиты населения и Банк Михайловский. Ставка по таким вкладам была на 1,5-2 п.п. выше. Однако после признания банка неплатежеспособным и введения временной администрации Фонд гарантирования вкладов физлиц отказался компенсировать средства, размещенные на счетах финкомпаний. Речь шла о 14 тысяч человек с депозитами на сумму максимум 1,2 млрд грн. В результате президент экстренно инициировал подготовку и настоял на скорейшем принятии законопроекта, который позволил вернуть заблокированные средства и предотвратить подобные случаи в будущем. Закон «О финансовых услугах и госрегулировании рынков финуслуг» теперь запрещает финансовым учреждениям привлекать средства физлиц (кроме участников такого учреждения), в том числе путем получения займа, с обязательством их возврата. Запрет не будет применяться к финансовым учреждениям, право которых на привлечение денег физлиц закреплено законодательством, например, к кредитным союзам. А изменениями в закон «О банках и банковской деятельности» банкам запретили привлекать средства физлиц с целью их прямого размещения в кредиты без отображения этих операций в обязательствах и активах банка.
Впрочем, были и случаи, когда повышенные процентные ставки предлагали банки по своим классическим депозитам. Яркий пример — Платинум Банк, который на протяжении 2016 года платил вкладчикам максимальную на рынке доходность — до 27% годовых. На такие меры банк шел, чтобы справиться с дефицитом ликвидности. Однако в начале 2017-го Платинум Банк все-таки был признан неплатежеспособным, и Фонд гарантирования вкладов был вынужден компенсировать сверхдоходность по вкладам за счет своих средств.
ОТ 3 ДО 6
Сроки размещения средств постепенно увеличиваются. «Если во время острой фазы кризиса наибольшей популярностью пользовались депозиты на три месяца и даже на неделю, то сейчас клиенты предпочитают размещать средства на вклады от шести месяцев без возможности досрочного расторжения, поскольку такие депозитные программы являются наиболее выгодными», — говорит начальник отдела депозитов и сбережений Укрсоцбанка Ирина Стрепетова. Для сравнения: индекс UIRD в конце 2016 года по трехмесячным вкладам составлял 15,63%, по шестимесячным — 16,73%, а по годовым — 17,46%. «Наибольший спрос на вклады до востребования, а также срочные депозиты сроком на шесть месяцев и один год в гривне», — подтверждает тенденцию руководитель по вопросам сбережений и трансакционных услуг Райффайзен Банка Аваль Сергей Анников.
При этом многие вкладчики пока не готовы размещать средства на длительные сроки, а также хотят иметь возможность забрать деньги в любой момент. «Вклады до востребования — наиболее актуальны в кризисные периоды, когда наблюдаются оттоки из банковской системы. Банки, стремясь вернуть доверие вкладчиков, делают акцент на «короткие» деньги или деньги до востребования, формируя конкуренцию в этом продуктовом сегменте. Это в свою очередь создает условия для роста ставок по сберегательным счетам и краткосрочным депозитам сроком на один-три месяца», — отмечает и.о. директора по развитию розничного бизнеса Альфа-банка Алексей Пузняк.
При этом в продуктовой линейке некоторых банков по-прежнему остались депозиты сроком от двух-трех лет. «Детский» депозит (открывается на имя ребенка, который сможет распоряжаться средствами по достижении совершеннолетия) можно открыть в Креди Агриколь Банке. Ставка по нему, правда, всего 10% годовых при открытии гривневого счета либо 0,01% — для валютных сбережений. Длинные депозиты предлагает также ОТП Банк, а ПриватБанк отказался от пятилетнего депозита.
По данным регулятора, в 2016 году доля средств до востребования выросла с 27,4% до 29,15%, депозитов на срок до одного года, наоборот, снизилась — с 42,93% до 38,56%. На один-два года украинцы доверили банкам 31,07% средств (было 25,84%), а свыше двух лет — 1,21% (было 3,85%).
ДОСРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В 2015 году после принятия парламентом изменений в законодательство и появления на рынке депозитов без возможности досрочного снятия средств возникли опасения, что клиенты банков не захотят размещать сбережения на таких вкладах в условиях нестабильной ситуации и массовых банкротств. Однако банки предложили по этим депозитам привлекательные условия, и это сработало.
Впрочем, вклады со свободным доступом, а также с возможностью либо только пополнения, либо только частичного снятия средств остались в депозитной линейке большинства банков. Правда, доходность по таким продуктам ниже, чем по вкладам без доступа. В зависимости от банка различие в доходности может достигать 2–3 п.п.
Не самые высокие ставки являются одной из причин снижения интереса и к краткосрочным вкладам. Как отмечает начальник управления департамента розничного бизнеса Пиреус Банка Алена Горлушко, не пользуются особым спросом и краткосрочные вклады с возможностью автопролонгации в качестве альтернативы вкладам со свободным доступом. Как говорит Алексей Пузняк, в случае наличия в продуктовой линейке сберегательного счета со свободным доступом и краткосрочных депозитов с автоматической пролонгацией клиент выберет первый вариант, так как разница в доходности не особо существенна.
ГРИВНЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Наибольшим спросом у вкладчиков пользуются гривневые депозиты. «Валютные депозиты менее популярны в первую очередь из-за законодательных ограничений по снятию валюты со счетов. Кроме того, в случае проблем с банком вкладчик получит свои вложения через банк — агент Фонда гарантирования вкладов физических лиц в гривне, а не в долларах или евро», — говорит директор департамента розничных клиентов Кредобанка Орыся Юзвышин.
Однако валюта также популярна у вкладчиков в связи с ростом курса в случае всевозможных политических и экономических обострений. «Состоятельный сегмент хранит средства в валюте, массовый — в гривне. При этом гривневые вклады оформляются, как правило, на три месяца, валютные — на срок от шести месяцев до года», — утверждает заместитель председателя правления Сбербанка Ирина Князева.
По данным Нацбанка, на долю гривневых сбережений на начало 2017 года приходилось 47,14% средств населения, на долларовых счетах украинцы хранили 44,81% средств, на счетах в евро — 7,75%. Сохранились еще счета в рублях — 0,05%, хотя Нацбанк запретил банкам открывать депозиты и выдавать кредиты в рублях. На долю других валют приходится 0,25%. Как правило, это счета в швейцарских франках или английских фунтах стерлингов: несколько банков все еще предлагают открыть депозиты в этих валютах (Универсалбанк, Укрэксимбанк, ОТП Банк). Раньше в ОТП Банке можно было разместить венгерские форинты. Но сейчас такого продукта у банка уже нет.
БЕСПРОЦЕНТНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ
Часть клиентов предпочитают депозитам «размещение» средств в банковских ячейках, где деньги находятся в большей сохранности, чем дома. «Спрос на банковские сейфы остается высоким. Банки не имеют доступа к информации о том, что именно хранят в ячейках, поэтому сложно сказать, какой процент клиентов предпочитают держать деньги в банковских сейфах, а не на депозитах», — говорит начальник сек-тора развития розничного бизнеса ОТП Банка Юрий Пономаренко. «Предпочтение депозитным ячейкам перед вкладом клиенты отдавали только на протяжении очень короткого периода в самый разгар кризиса. Сейчас ситуация стабилизировалась, НБУ постепенно отменяет валютные ограничения, и банковские вклады снова набирают популярность. На ячейки тоже есть спрос, но уже по другим соображениям», — отмечает Ирина Стрепетова.
Правда, во второй половине прошлого года участились случаи краж средств с депозитных ячеек: в конце ноября в Киеве вкладчики обнаружили пропажу $38 тыс. и золотого слитка весом 100 граммов, в декабре — еще $80 тыс., а в Ровно один из клиентов банка недосчитался 1,2 млн евро, $1,8 млн и 230 тыс. швейцарских франков.
СТАВКИ ОТЫГРАЛИ ВНИЗ
В начале прошлого года наступил переломный момент, последний раз фиксировавшийся еще в 2013 году, — банки начали снижать ставки. Средняя ставка по гривневым годовым депозитам уменьшилась примерно на 3,5% (в марте 2017 года доходность составляла около 17,5%). Причина снижения ставок — значительный запас ликвидности вследствие приостановления массового кредитования. «Политика банков в части привлечения вкладов в целом остается прежней. Учитывая, что одна из основных задач финансовых учреждений — восстановление доступного кредитования населения и бизнеса, банки продолжали понижать ставки по вкладам. При этом, чтобы удлинить привлекаемые ресурсы, предлагались наиболее выгодные условия по срочным депозитам на длительные сроки», — отмечает заместитель председателя правления Банка Кредит Днепр Андрей Мойсеенко.
Процессу снижения ставок активно способствуют госбанки, на которые сегодня приходится более 50% суммы депозитов. После национализации ПриватБанка правительство и НБУ высказали свое недовольство тем, что госбанки платят по депозитам проценты выше рыночных. «Ставки самые высокие у нас сейчас где? В государственных банках. Это, конечно, совершенно недопустимо», — заявляла глава НБУ Валерия Гонтарева. В момент национализации ПриватБанк предлагал клиентам 20% по новым гривневым годовым депозитам, 8–10% — по вкладам в евро и долларах. Для сравнения: индекс UIRD в этот период показывал среднюю ставку по таким продуктам на уровне 17,7%, 4,8% и 5,7% соответственно.
В результате переговоров топ-менеджеров госбанков в один день — 20 февраля — Ощадбанк, ПриватБанк и Укргазбанк синхронно снизили ставки. По гривневым вкладам ставки опустились на 0,2-2,2 п.п., а в валюте — на 0,5-2 п.п. «Темпы снижения ставок во многом будут зависеть от действий крупнейших банков. Также существенные факторы — размер учетной ставки НБУ и курс национальной валюты», — отмечает начальник управления пассивных и кассовых операций Ощадбанка Марина Ревуцкая.
Коммерческие банки не остались в стороне от процесса. «Ставки по депозитам продолжат постепенное снижение, как это происходило на протяжении прошлого года. С начала нынешнего года депозитный рынок просел в среднем на 0,5-1% по всем видам вкладов. В дальнейшем депозитные ставки продолжат снижение — в среднем за год мы прогнозируем снижение еще на 3-4%. Доверие к финансовым институтам увеличилось, что позволит банкам удлинять ликвидность», — полагает Андрей Мойсеенко. «Что касается ставок, то их снижение будет зависеть от темпов инфляции, а также денежно-кредитной политики НБУ. Если отталкиваться от прогноза относительно инфляции на уровне 9,1% (плюс-минус 2%), то снижение ставок по гривневым депозитам может составить 2-3% до конца года. А в валюте ставки в зависимости от срока депозита могут снизиться на 0,5%-1,5%», — прогнозирует главный казначей Альтбанка Наталья Жиленко.
К концу марта ставки на уровне 21% годовых и выше по классическим вкладам без доступа к средствам предлагали Банк Кредит Днепр, «Форвард» и «Глобус». Более 20% годовых готовы платить ТАСкомбанк, Идея Банк, Индустриалбанк, ВТБ Банк, Проминвестбанк. Наименее щедрыми остаются «дочки» международных финансовых групп — их ставки редко превышают 12-13% годовых.
Несмотря на снижение ставок, банкиры ожидают дальнейшего притока средств населения в банки. Под угрозой могут оказаться разве что от-дельные участники рынка. Например, банки с государственным российским капиталом — ВТБ Банк, Сбербанк, Проминвестбанк, БМ Банк и ВиЭс Банк. В марте текущего года Нацбанк ввел по отношению к этим учреждениям и их акционерам санкции, что повлекло за собой отток средств. С 14 марта Сбербанк, например, был вынужден ввести лимиты на снятие наличных с карточных счетов, а с 16 марта установил временные ограничения по банковским операциям и услугам для физических лиц. Подогревали негативные настроения клиентов и заявления российских акционеров об уходе с Украины. В Нацбанке попытались сразу же успокоить вкладчиков. По данным заместителя главы НБУ Катерины Рожковой, в этих банках сосредоточено порядка 21 млрд грн вкладов населения, из которых 8,5 млрд грн (порядка 40%) покрывается за счет средств Фонд гарантирования вкладов физлиц.
Еще одним нововведением уже 2017 года стало изменение механизма выплаты гарантированных сумм вкладчикам банков-банкротов. Вклад-чик теперь сам может выбрать банк и отделение для получения гарантированной государством суммы. К концу марта к процессингу Фонда были подключены Правэкс-банк, Альфа-банк, Кредобанк, Укргазбанк, ПУМБ, ТАСкомбанк и банк «Пивденный». Остальные четыре банка-агента ФГВФЛ — Ощадбанк, УкрСиббанк, Банк Кредит Днепр и Укрсоцбанк — находятся в процессе переговоров об участии в новой схеме. Первыми право самостоятельно выбрать банк и отделение получили клиенты банков «Народный капитал», «Фортуна» и Платинум Банка. В Фонде обещают, что к концу 2017 года все вкладчики ликвидируемых учреждений смогут обратиться за возмещением в любое удобное для них отделение, а в планах на 2018 год — автоматическая выплата компенсации на счет клиента, открытый в любом банке.