Банки выдают кредиты на автомобили, но ужесточили требования к заемщикам

автокредитыС наступлением экономического кризиса на рынке автокредитования стало заметно меньше банковских предложений. Сегодня активно кредитуют клиентов на покупку авто лишь 16 банковских учреждений, в то время как ранее число операторов данного рынка измерялось десятками, сообщает “Финансовый клуб” по итогам исследования «50 ведущих банков Украины-2015».

Из полусотни банков, принявших участие в исследовании, лишь 16 смогли подтвердить, что реально выдают кредиты на покупку автомобилей, отметили в Финансовом клубе. В то же время практически все финансовые учреждения в своих рекламно-информационных материалах лишь декларируют наличие данного продукта. Исследование банковских продуктов в сегменте автокредитования показало, что среднерыночные эффективные процентные ставки на такой вид займов колеблются в пределах 19-50% годовых в зависимости от размера первоначального личного взноса заемщика.

Как сообщалось ранее, рейтинги банковских продуктов “Финансовый клуб” составляет на основании информации, собранной методом индивидуального анкетирования банков. Данная информация является коммерческой тайной и не раскрывается в открытых источниках или в стандартных формах отчетности.

Место  в рейтинге Банк Среднегодовая эффективная ставка Наличие обязательного поручительства Максимальный срок займа, лет Штраф при просроченном погашении кредита
1 Креди Агриколь Банк 15,90% нет 7 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки
2 Укрсоцбанк 20,30% нет 7 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки
3 Кредобанк 23,39% нет 7 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки, но не менее 10 грн за каждый день просрочки
4 УкрСиббанк 20,60% нет 7 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки
5 Укргазбанк 20,86% нет 7 Процентная ставка за период просрочки платежа увеличивается на 5 п.п.
6 Сбербанк России 19,54% нет 5 0,2% от просроченной суммы кредита и/или процентов за каждый день просрочки
7 Правэкс-банк 25,00% есть 7 0,1% от суммы кредита за каждый день просрочки
8 Ощадбанк 21,45% нет 7 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки
9 Укринбанк 24,79% нет 5 50 грн единоразово
10 Укрэксимбанк 22,81% нет 5 Пеня в размере двойной учетной ставки НБУ от несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки

Источник: исследование «50 ведущих банков Украины»

Для целей исследования под автокредитом подразумевался продукт, соответствующий следующим условиям: заем на покупку нового автомобиля иностранного (но не российского и не китайского) производства на сумму 100 тыс. грн, на срок от трех лет. При расчете рейтинга использовались следующие показатели: среднегодовая эффективная ставка; минимальный первоначальный взнос (в % от суммы покупки); максимальный срок займа; коэффициент покрытия (соотношение первого платежа по кредиту и суммы доходов семьи заемщика); обязательность поручительства; готовность банка учитывать неподтвержденные доходы; размер штрафа при несвоевременном погашении; время оформления кредита; абсолютная и относительная динамика гривневого кредитного портфеля физлиц банка за 2014 год. Во внимание принимались также количество аккредитованных автосалонов-дилеров, с которыми сотрудничает банк, и количество автомобильных брендов, представленных в этих автосалонах. Ключевым фактором, влиявшим на место банков в рейтинге, стало количество клиентов, воспользовавшихся услугой автокредитования в прошлом году. Согласно имеющейся у «Финансового клуба» ежемесячной статистике, в кредит было продано чуть менее 15 тыс. автомобилей. Решением экспертного совета в рейтинге не учитывались показатели Идея Банка, который по количеству кредитов входил в пятерку лидеров рынка: осенью прошлого года банк приостановил автокредитование. Не вошел в рейтинг и ПриватБанк, финансировавший покупку автомобилей на условиях лизинга.

Банки, которые сохранили автокредитование в своей продуктовой линейке, существенно  ужесточили требования к платежеспособности заемщиков. Из-за этого число отказов в выдаче займов заметно выросло.

«В 2012–2013 годах у нас acceptance rate составлял 80%, а в некоторых ключевых для нас группах — 85-90%. Наши партнеры — автодилеры и автосалоны — пытались направлять к нам только самых платежеспособных клиентов. Сейчас доля одобрений снизилась до 70%, объемы упали. Девальвация гривны привела к увеличению стоимости автомобилей и, соответственно, к росту средней суммы кредита. Общий объем выданных кредитов уменьшился не сильно. Сложившаяся ситуация вынуждает клиентов одалживать средства на более долгий срок: если раньше они брали кредит на два-три года, то сейчас — на пять лет», — описывает ситуацию в сфере автокредитования Галина Жукова, член правления Креди Агриколь Банка, занявшего лидирующую позицию в рейтинге автокредитов.

Банкиры поясняют, что после глубокой девальвации гривны, которая привела к резкому подорожанию автомобилей, сами заемщики стали меньше интересоваться займами на их покупку.

“На ипотечные программы и автокредиты практически нет спроса», — сказала Финансовому Клубу Елена Трояновская, начальник управления организации кредитования физических лиц банка «Хрещатик».

СПРАВКА О МЕТОДИКЕ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

Для целей исследования под автокредитом подразумевался продукт, соответствующий следующим условиям: заем на покупку нового автомобиля иностранного (но не российского и не китайского) производства на сумму 100 тыс. грн, на срок от трех лет. При расчете рейтинга использовались следующие показатели: среднегодовая эффективная ставка; минимальный первоначальный взнос (в % от суммы покупки); максимальный срок займа; коэффициент покрытия (соотношение первого платежа по кредиту и суммы доходов семьи заемщика); обязательность поручительства; готовность банка учитывать неподтвержденные доходы; размер штрафа при несвоевременном погашении; время оформления кредита; абсолютная и относительная динамика гривневого кредитного портфеля физлиц банка за 2014 год. Во внимание принимались также количество аккредитованных автосалонов-дилеров, с которыми сотрудничает банк, и количество автомобильных брендов, представленных в этих автосалонах. Ключевым фактором, влиявшим на место банков в рейтинге, стало количество клиентов, воспользовавшихся услугой автокредитования в прошлом году. Согласно имеющейся у «Финансового клуба» ежемесячной статистике, в кредит было продано чуть менее 15 тыс. автомобилей. Решением экспертного совета в рейтинге не учитывались показатели Идея Банка, который по количеству кредитов входил в пятерку лидеров рынка: осенью прошлого года банк приостановил автокредитование. Не вошел в рейтинг и ПриватБанк, финансировавший покупку автомобилей на условиях лизинга.