Базельский приоритет

ЕЛЕНА ЛИННИК,
управляющий партнер Gryphon Group

 

Посткризисная реформа финансового сектора носит глобальный характер: она включает в себя изменения в макро- и микропруденциальном регулировании. Одна из задач таких трансформаций — налаживание эффективной координации между различными группами финансовых регуляторов и институтов, таких как национальные правительства, международные финансовые организации, группа стран «большой двадцатки» и Европейского Союза.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Одним из ключевых органов пруденциального надзора за банками во всем мире и главным идеологом внедрения единых стандартов в сфере банковского регулирования является Базельский комитет по банковскому надзору. Несмотря на то что его решения не являются обязательными, то есть относятся к так называемому мягкому праву (soft law), они активно имплементируются многими странами мира, поскольку разработаны и одобрены центральными банками и финансовыми институтами наиболее экономически развитых стран мира, от которых зависит глобальная финансовая стабильность.

Обязательство придерживаться рекомендаций Базельского комитета в странах — членах ЕС закреплено в двух документах: в Регламенте (ЕС) 575/2013 Европейского парламента и Совета от 26 июня 2013 года о пруденциальных требованиях к кредитным организациям и инвестиционным компаниям, а также в Директиве (ЕС) 2013/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2013 года о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных учреждений и инвестиционных фирм.

Базельские рекомендации используют также Международный валютный фонд и Всемирный банк при реализации Программы оценки финансового сектора (FSAP) для оценки эффективности банковского надзора в разных странах.

БАЗЕЛЬ IV: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Сейчас мировые финансовые учреждения активно обсуждают и готовятся внед­рять одобренный в декабре 2017 года Базель IV. Это сборник предложений и стандартов, который должен обеспечить эффективную имплементацию рекомендаций Базеля ІІІ. Они будут внедряться с 1 января 2022 года по 1 января 2027 года.

Базель IV предусматривает, например, обновление и унификацию способов исчисления нормативов капитала. Это даст возможность сравнивать показатели банков по всему миру.

Требования к капиталу, кредитному, операционному и другим рискам, предусмотренные Базелем IV, существенно повлияют на стратегии банков и их бизнес-модели, поэтому шаги по эффективной реализации новых норм должны быть как можно раньше интегрированы в стратегии кредитных учреждений.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ УКРАИНЫ

Подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС наша страна взяла на себя обязательство внедрить международные стандарты регулирования и надзора в сфере финансовых услуг. В результате Нацбанк и законодательные органы начали активную имплементацию рекомендаций Базельского комитета.

В течение ближайших лет НБУ планирует гармонизировать банковское законодательство Украины с рекомендациями Базеля III и Базеля IV. В частности, речь идет об ужесточении требований к капиталу банков.

В первую очередь будет разработана новая структура регулятивного капитала банка и критерии приемлемости его составляющих, изменены требования к минимальному капиталу 1-го и 2-го уровней, а также к нормативам покрытия ликвидности. Банки обязаны будут публиковать отчеты о выполнении новых требований.

Планируется, что уже с 1 января 2020 года банки начнут формировать буфер запаса (консервации) капитала сверх норматива достаточности основного капитала. Цель такой консервации — повысить способность банков противостоять кризисным явлениям и минимизировать риск неплатежеспособности. Этот запас капитала накапливается банками в период экономического роста для компенсации возможных потерь, которые возникают в условиях общего экономического спада. На момент внедрения размер буфера будет составлять 0,625%, а в течение 2020—2023 годов запланировано ежегодное повышение норматива на 0,625%.

Одним из ключевых элементов поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости банков станет регулярное привлечение независимых аудиторов для проведения анализа качества активов всех банков.

Большинство экспертов и финансовых аналитиков сходятся во мнении, что применение рекомендаций Базельского комитета станет значительным шагом на пути к повышению финансовой стабильности в каждой отдельной стране и в мире в целом, а также заложит надежный фундамент для дальнейшего развития эффективных систем банковского надзора.

Будем надеяться, что данная реформа принесет ожидаемые результаты и в Украине, поскольку ее реализация важна не только для преодоления кризиса и стабилизации локальной финансовой системы, но и для повышения инвестиционного климата страны и ее авторитета на международной арене.