Рациональный подход

Кирилл Шевченко родился 25 октября 1972 года в Туле (СССР). В 1994  году получил диплом Харьковского государственного экономического университета, квалификация — экономист. Карьеру в банковской сфере начал в Украинском кредитном банке (сейчас А-Банк) в августе 1994 года, после этого работал в банках «Аваль» и «Финансы и Кредит». С декабря 2006 года по май 2009 года возглавлял Государственное ипотечное учреждение. А с мая по сентябрь 2009 года был советником премьер-министра Украины. Затем возвратился к работе в банковской системе, получив назначение на должность первого зампредправления Укргазбанка. После этого возглавил Терра Банк, а впоследствии стал советником секретариата главы Ощадбанка. В октябре 2014 года вернулся в Укргазбанк на должность первого заместителя председателя правления, 26 декабря 2015 года стал и.о. руководителя Укргазбанка, а 16 апреля следующего года Кабинет Министров Украины утвердил его в должности главы правления банка.

 

«Мы должны предложить бизнесу взаимовыгодное решение, которое позволит компании сэкономить, а нам — заработать»

 считает Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка

— Уже не первый год украинские банки делают акцент на развитии малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако доля этого сегмента в банковской системе по-прежнему не превышает 10%. В чем причина?

— Для ряда банков работа в сегменте МСБ — это скорее лозунг, а не бизнес. Интерес к этому направлению оправдан: у нас МСБ создает меньше 10% ВВП, в то время как в Европе — от 50% до 70%. Поэтому перспективы для роста рынка у нас огромные. По оценкам НБУ, на первых этапах кредитный портфель МСБ может удваиваться каждые три-четыре года. Более того, в большинстве европейских стран МСБ занимает чуть ли не 90% от общего кредитного портфеля в стране. У нас этот показатель, по разным оценкам, колеблется от 5% до 9%. Но я не считаю, что ситуация в этом сегменте в Украине критическая. В европейских странах доля кредитования МСБ больше не потому, что банки кредитуют исключительно такие предприятия, а потому, что крупные корпорации финансируются в том числе на рынке капитала: выпускают долговые бумаги, проводят допэмиссию и пр. У нас такого рынка капитала нет, поэтому основным источником финансирования как для мелких, так и для крупных предприятий становятся банковские кредиты. В Украине в сегменте кредитования МСБ есть определенный прогресс. Нам, например, удалось за прошлый год нарастить объем кредитного портфеля МСБ почти на 3 млрд грн, причем 2,3 млрд грн — это кредиты на возобновляемую энергетику и энергоэффективность. К концу первого квартала объем кредитного портфеля МСБ уже составлял 4,9 млрд грн.

— Какие тенденции 2018 года в сегменте МСБ, по вашему мнению, стали знаковыми?

— Одной из основных тенденций я бы назвал диджитализацию отношений между банками и МСБ. Клиенты хотят получать услуги в любое время, быстро и без необходимости посещения отделений, банки же стремятся сократить расходы на обслуживание клиентов за счет автоматизации. Прошлый год также ознаменовался ростом количества энергоэффективных проектов: украинский бизнес осознал, что экономия — это важная составляющая эффективности. Если говорить о кредитовании, то возросла активность в беззалоговом кредитовании на текущие нужды, а банки выделили в отдельное направление работу с микробизнесом. Мы не стали исключением: у нас были созданы подразделения по дистанционному обслуживанию микробизнеса. К микробизнесу мы относим юрлиц и физлиц-предпринимателей с выручкой до 2,5 млн грн в год. Для нас важно, чтобы это был самостоятельный бизнес, а не «техническое» физлицо-предприниматель в рамках большой бизнес-группы.

 — Микро-, малый и средний бизнес, как правило, сосредоточен на сохранении или на развитии бизнеса, ему нужны овердрафты, кредиты на пополнение оборотного капитала. Насколько у таких компаний востребовано инвестиционное экокредитование?

— Довольно востребовано. Среди выданных новых кредитов 80% — это именно «зеленые» кредиты, а доля экокредитов в общем кредитном портфеле клиентов МСБ составляет 67%. Например, среди наших клиентов есть сеть пиццерий, которая за кредитные средства заменила скутеры для своих курьеров на электровелосипеды. Мелкие фермерские хозяйства покупают оборудование, которое позволяет точечно вносить удобрения в землю. Мне кажется, одна из главных проблем — недостаток знаний. Потенциальные клиенты очень нуждаются в финансировании, в том числе для повышения энергоэффективности, но они не знают обо всех существующих возможностях. Например, есть производство, которое тратит условно 100 тыс. грн в месяц на электроэнергию. Наши специалисты могут предложить решение, как провести комплексную энергомодернизацию и платить в месяц 50 тыс. грн. Часть сэкономленных средств компания будет отдавать банку для погашения кредита, а остаток оставит себе. В результате необходимость, к примеру, в овердрафте или в кредите на пополнение оборотных средств исчезнет. Или еще один пример. Собственник бизнеса хочет утеплить фасад производственных помещений. Но это даст ему лишь 10–15% экономии, а если подойти к вопросу комплексно и заменить теплопункт, то экономия будет на уровне 30–40%. Как правило, в малом бизнесе собственник — «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: большая часть его времени занята операционной деятельностью. Мы должны предложить бизнесу взаимовыгодное решение, которое позволит компании сэкономить, а нам — заработать. Для таких случаев в прошлом году мы запустили для предпринимателей комплексную программу «ЭКО-БУМ». Наши специалисты помогают разобраться в потребностях бизнеса и разрабатывают индивидуальный план развития.

 — Ваши коллеги по рынку говорят, что качественных клиентов уже всех разобрали. Вы сталкиваетесь с проб­лемой поиска новых клиентов?

— Клиентов, не охваченных банками, на самом деле, еще очень много. Но в результате ужесточения правил финмониторинга многим приходится отказывать. Финмониторинг — основной фильтр на входе для клиентов. Без повышения ВВП и роста экономики мы не ожидаем существенного увеличения количества новых клиентов и активности в сегменте МСБ в целом. Но даже имеющийся «пирог» достаточно большой и привлекательный. Мы рассчитываем, что за счет возможностей и технологий банку удастся привлечь новых клиентов. Например, за прошлый год к нам перешли на обслуживание 15 тыс. новых клиентов — это очень хороший показатель. При этом уровень дефолтов и неработающих кредитов в сегменте МСБ составляет менее 5%.

 — Есть мнение, что кредитование МСБ может активно развиваться только при поддержке государства, например, в виде компенсации части тела кредита или процентов по нему за счет бюджетных средств. Вы согласны с таким утверждением?

— Безусловно. Поддержка государства очень важна для развития предпринимательства. Госпрограммы действуют во многих странах мира. Например, в Великобритании есть программа снижения стоимости банковских кредитов, в Корее и Канаде государство предоставляет гарантии по необеспеченным кредитам, а в Чили проценты по кредитам частично компенсируются за счет государства. В Украине речь идет скорее о популяризации предпринимательства и поддержке стартапов, выводе малого бизнеса из тени. Уже сейчас у нас есть программы для фермеров, для компаний, которые занимаются животноводством, для производителей сельхозтехники. И они работают. Мне кажется, такой опыт нужно распространить на весь МСБ. Радует, что параллельно с госпрограммами появляются отдельные муниципальные программы по компенсации кредитных ставок для развития предпринимательства. Мы ожидаем, что основными направлениями, где будет расти спрос на банковское финансирование, станут энергомодернизация и энергоэффективность. В Украине очень высокий коэффициент энергоемкости экономики — в три раза выше, чем у ближайших соседей. У нас уже есть хороший пример — «теплые кредиты» для ОСМД. В Украине 4 млн человек получают субсидии на оплату коммунальных платежей. Если параллельно начать проводить массовую энергомодернизацию жилого сектора, то суммы, выделяемые на субсидии, будут постепенно уменьшаться.

 — Каких тенденций вы ожидаете в 2019 году в сегменте кредитования МСБ?

— Считаю, что основные изменения в сегменте произойдут тогда, когда государство усилит поддержку МСБ. Наш банк с удовольствием поддержит это направление — для нас это большой сегмент бизнеса. Без такой поддержки мы можем в лучшем случае говорить о сохранении тенденций, которые наблюдались в 2018 году, — развитие диджитализации и микрокредитования. Укргазбанк никогда не позиционировал себя как диджитал-банк, но в этом году у нас появятся новые решения, в том числе для МСБ.