Вклад в будущее

Атанов Альфа-банк

Артур Атанов родился 11 мая 1981 года в Омске (РФ). В 2004 году окончил факультет международного бизнеса Омского государственного университета по специальности «Маркетинг». В том же году начал работать в российском офисе американского Ситибанка в управлении по взысканию задолженности (collection). В 2008–2009 годах возглавлял департамент взыскания Банка Ренессанс Капитал (Украина). К команде Альфа-Банка присоединился в 2009 году. С 2009-го по 2013 год был директором по взысканию кредитов. В 2014-м назначен директором по продажам и дистрибуции розничного бизнеса, а с 1 сентября 2014 года возглавил розничный бизнес Альфа-Банка.

«Массовое возобновление кредитования является ключевым фактором в росте потребления товаров длительного пользования и в целом стимулирует экономику»,

считает Артур Атанов, директор по развитию розничного бизнеса Альфа-Банка

— Прошедший год был сложным для банковского сектора. Повлияла ли сложившаяся экономическая ситуация на розничный бизнес Альфа-Банка?

— 2015 год прошел под знаком все еще падающей экономики, высоких темпов инфляции и сокращения реальных доходов населения. Только во втором полугодии наметилась тенденция к стабилизации и появились первые признаки восстановления экономики. Несмотря на то что уход с рынка ряда крупных банков сказался на доверии украинцев к банковской системе в целом, стабильные кредитные учреждения, которые выполняют требования регулятора, в том числе по докапитализации, получили возможности для увеличения бизнеса. В 2015 году в розничном сегменте нам удалось привлечь большое количество клиентов, которые выбрали Альфа-Банк в качестве основного обслуживающего банка. Положительный эффект от оздоровления системы мы увидим уже в этом году.

— А в каких сегментах — кредитном, депозитном или трансакционном — вы почувствовали ослабление конкуренции из-за уменьшения активности банков и количества игроков?

— Снижение конкуренции наблюдается по всем направлениям. Наиболее заметно это в кредитном сегменте — предложение займов существенно снизилось. В депозитном секторе надежных банков осталось тоже немного. Клиенты идут либо в западные банки, либо в госбанки, либо в крупные банки с частным капиталом. В трансакционном бизнесе стало физически меньше участников, поэтому клиенты вынуждены мигрировать, что помогает нам органически расти.

— В прошлом году вы утвердили стратегию развития банка, возможно, вы уже видите необходимость внесения в нее изменений или корректив?

— Недавно мы как раз актуализировали нашу стратегию: розничный бизнес будет развиваться более быстрыми темпами, чем планировалось ранее. Основной акцент планируем сделать на росте доли безрисковых доходов. Также мы ожидаем трехкратного увеличения количества клиентов, для которых наш банк будет основным. Важной составляющей бизнеса остается и кредитование. До конца 2016 года мы планируем удвоить долю новых кредитов в портфеле.

— Ваши коллеги очень осторожно относятся к розничному кредитованию, считая его довольно рисковым направлением. Как вы будете минимизировать риски?

— Многие банки действительно ведут себя очень осторожно и не кредитуют из-за политических и экономических рисков. Но розничное кредитование — это умение управлять риском, а не убегать от него. У нас есть хорошая экспертиза: мы вместе с рынком прошли испытания кризисами и получили хороший опыт управления кредитным портфелем, у нас сформирована команда опытных «кредитчиков». Не нужно забывать и о влиянии розничного кредитования на развитие экономики. Массовое возобновление кредитования является ключевым фактором в росте потребления товаров длительного пользования и в целом стимулирует экономику. В этом мы видим некую миссию, которая нас мотивирует.

— Какие направления розничного бизнеса будете развивать?

— Наши приоритеты в ближайшее время — развитие трансакционных услуг, наращивание остатков на картах и создание экосистемы, побуждающей клиентов пользоваться нашими услугами регулярно. Мы уже предприняли ряд нововведений, которые делают наши услуги проще и комфортнее для клиентов, а также позволяют экономить им самое драгоценное сегодня — время. Это, например, упрощение продуктовой линейки дебетных и кредитных карт до нескольких предложений, в которых клиент может легко сориентироваться. Только за последние полгода благодаря таким решениям мы привлекли 75 тыс. новых клиентов. Кроме того, в апреле правление банка приняло решение об увеличении инвестиций в развитие розничных технологий уже в текущем году на 118 млн грн.

— На что будут направлены эти средства?

— Это будут адресные расходы по трем направлениям: развитие карточных технологий и CRM-системы, а также создание новой платформы вторичных продаж (кросс-сейл). Кросс-сейл — один из ключевых компонентов нашей стратегии. Он дает возможность в режиме онлайн предлагать правильные продукты в правильное время. Например, если клиент совершает покупку по карте на 10 тыс. грн в строительном магазине, то система автоматически предложит ему кредит наличными на ремонт.

— Есть мнение, что развитие интернет-банкинга делает ненужными офлайновые офисы. Вы продолжите развивать вашу филиальную сеть?

— У нас всегда была наименьшая сеть среди десяти крупнейших банков. Если у топ-10 было в среднем по 650 отделений, то у нас — всего 100. Мы считаем нашу сеть отделений эффективной: в среднем на одно отделение приходится 9 тыс. клиентов. И мы продолжаем повышать эффективность наших отделений. В этом году мы завершили пилотный проект в двух отделениях в Киеве по реализации сегментного обслуживания клиентов, чем смогли в три раза сократить время ожидания специалиста и в два раза увеличить скорость обслуживания клиентов. Планируем данный опыт перенести на всю сеть отделений до конца 2017 года. Также возможная сделка с группой Unicredit позволит за счет объединения ­отделений увеличить присутствие по всей стране и предоставить нашим клиентам хороший сервис в удобном месте в удобное время. Что касается «ухода» банков в интернет, в Украине это не перспектива ближайших трех лет. Банки скорее будут искать возможность переформатировать существующие сети отделений в более эффективные точки коммуникации с клиентами.

— Какие это будут точки коммуникации?

— Ключевым приоритетом в развитии розничного бизнеса будет интернет-банкинг: без технологичного интернет-банкинга невозможно представить успешный розничный бизнес. За два года количество клиентов, размещающих депозиты онлайн, увеличилось с 18% до 35%. Мы ожидаем рост до 50% до конца 2016 года. Мы уже запустили удобный для клиентов продукт — депозит с точной датой. К примеру, можно разместить депозит на 273 дня или открыть три-четыре вклада в разное время, но с датой завершения 5 ноября. Это удобно, когда вы копите деньги на крупную покупку либо хотите объединить депозиты в один и разместить снова.

— Вы запустили в рознице премиальные карточные пакеты Ultra и Platinum Black, по которым обещаете клиентам бесплатное обслуживание, чтобы удержать вкладчиков?

— Это действительно положительно повлияло на депозитную базу, но изначально наша цель была несколько другой: мы хотели сделать наш банк для клиентов «банком на каждый день», чтобы они доставали карту Альфа-банка первой из кошелька и считали ее основным инструментом оплаты. Для этого у нас должны быть простые и понятные продукты, поэтому еще в конце 2013 года мы сделали редизайн пакетов услуг и сократили их количество с 19 до трех. Изначально мы предложили клиентам в кредитном сегменте «входящую» премиальную кредитную карту. Проект оказался довольно успешным, и мы приняли решение перенести этот опыт на дебетные карты. Самый простой пакет Comfort предлагается на золотой карте, Ultra и Platinum Black — на платиновых. В них включена защита от мошенничества — то, что беспокоит многих клиентов. Теперь они могут не переживать, что деньги украдут с карты. Ведь даже в самом простом пакете Comfort защита от кражи составляет 5 тыс. грн при средней сумме кражи в Украине на уровне 2–2,5 тыс. грн. Наши клиенты, имеющие такие карты, могут спать спокойно.