Безответственная ответственность
Параллельно с гражданскими делами по взысканию с банков задолженности Генеральная прокуратура Украины открывает уголовные производства по факту превышения служебных полномочий менеджментом банка и содействия в завладении денежными средствами в особо крупных размерах. Однако, несмотря на большое количество врученных подозрений, нет ни одного обвинительного приговора суда, которым было бы установлено наличие признаков преступления в действиях акционеров. Тем временем установленные сроки досудебного расследования истекают, что дает основания для закрытия уголовных производств на формальных основаниях
Неутешительная тенденция последних лет свидетельствует о массовой ликвидации банков по инициативе Национального банка Украины. По данным Фонда гарантирования вкладов физлиц, на начало 2017 года около 90 банков были признаны неплатежеспособными. С рынка выводились не только мелкие кредитные учреждения, но и лидеры банковского сектора, такие как банк «Финансы и Кредит» или ПриватБанк, который после признания неплатежеспособным был национализирован.
В средствах массовой информации звучат резкие замечания в сторону Нацбанка и власти в целом: их обвиняют в необдуманной политике по уменьшению количества банков, в принятии решений по выводу банков с рынка под влиянием субъективных факторов, в предвзятости должностных лиц НБУ и отсутствии общей стратегии дальнейших действий.
Следует отметить, что одним из условий предоставления Украине дополнительной финансовой поддержки Международным валютным фондом и Европейским сообществом является стабилизация банковской системы путем предоставления ликвидности банкам, осуществления мониторинга их деятельности и реализации новой стратегии по регулированию банковской деятельности. Однако стабилизация приобрела несколько искаженный характер: решением регулятора неплатежеспособными признаются банковские учреждения, которые не являются рисковыми по отношению к клиентам, хранящим депозитные вклады в таких банках, а их менеджмент пытается придерживаться требований регулятора по обеспечению кредитных обязательств и наличию необходимого объема средств на корреспондентских счетах.
Примером такой ситуации служит признание неплатежеспособным банка «Финансы и Кредит». В конце мая 2015 года банк был отнесен к категории проблемных. Для стабилизации работы учреждения его менеджмент совместно с комиссией Нацбанка по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем разработал программу финансового оздоровления и соответствующий план капитализации. 19 августа 2015 года в Фонде гарантирования вкладов физических лиц и в Нацбанке заверили, что банк «Финансы и Кредит» больше не является проблемным: он выполнил план капитализации в рамках согласованной с регулятором программы финансового оздоровления. Но уже 17 сентября 2015 года по решению правления Нацбанка банк был признан неплатежеспособным и в него введена временная администрация.
Этот пример — лишь один из многих случаев, когда одни действия регулятора, мягко говоря, не согласовываются с другими. Более того, такие ситуации вызывают недоверие к банковской системе как у среднестатистического гражданина, который хочет разместить средства на депозитном счете, так и у иностранного инвестора, планирующего развивать собственный бизнес на территории нашего государства.
Важно отметить, что на протяжении последних нескольких лет Верховная Рада вносила в законодательство изменения, касающиеся работы банковской системы. Положительным изменением, бесспорно, является принятие законов об усилении ответственности в банковском секторе. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц» значительно усилил ответственность акционеров и менеджмента банка за доведение учреждения до неплатежеспособности. В законодательстве появилась имущественная ответственность связанных с банком лиц за ущерб, причиненный по их вине кредитному учреждению, и был существенно увеличен размер штрафа, который может быть применен к руководителю банка.
Кроме того, Уголовный кодекс Украины был дополнен статьей 2181, согласно которой доведение банка до неплатежеспособности (если это нанесло большой материальный ущерб государству или кредитору) влечет за собой наказание в виде ограничения свободы на срок от одного до пяти лет или лишения свободы на тот же срок с взысканием штрафа и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Такие нормы законодательства призваны усилить ответственность владельцев банков за доведение кредитного учреждения до неплатежеспособности в случае совершения ими ненадлежащих действий. К таким действиям относится, например, кредитование связанных лиц, в том числе за счет средств, полученных от НБУ в качестве стабилизационного кредита. Кроме того, бенефициары должны возместить убытки за счет личного имущества. Таким образом, в Украине едва ли не впервые был применен принцип ответственности акционера всем имеющимся у него имуществом, а не только акциями или долей в уставном (акционерном) капитале компании, которые находятся в его собственности.
И Нацбанк, и ГПУ достаточно активно применяют новые нормы законодательства. Нацбанк как уполномоченный государством орган обращается в суды с исками о взыскании задолженности банков-банкротов перед регулятором с акционеров этих учреждений. При этом преградой для подачи актов не является даже сумма государственной пошлины, которую Нацбанк должен уплатить по таким делам. В некоторых случаях суммы достигают 25–30 млн грн.
Как показывает судебная практика, избранный регулятором путь не дает желаемого результата, поскольку юристы, представляющие интересы акционеров банков, умело применяют способы защиты и юридические конструкции, которые или затягивают рассмотрение дела на неопределенный срок, или нивелируют позицию регулятора в суде. В результате к марту 2017 года суды не приняли ни одного решения о взыскании с бенефициаров банков задолженности по стабилизационным кредитам.
Понимая бесперспективность защиты нарушенных прав, Нацбанк начал активно применять «уголовную составляющую». Параллельно с гражданскими делами по взысканию задолженности по инициативе регулятора Генеральная прокуратура Украины открывает уголовные производства по факту превышения служебных полномочий менеджментом банка и содействия в завладении денежными средствами в особо крупных размерах.
При этом, как свидетельствуют заявления Генерального прокурора, такие дела являются более результативными, нежели гражданские споры. Органы досудебного расследования используют однотипную схему расследования: проводят массированные обыски с привлечением силовой поддержки, изымают банковскую документацию, допрашивают служащих банков, начиная от низшего звена и заканчивая руководством кредитного учреждения, и получают экспертизу, подтверждающую нанесение ущерба государству. После этих действий менеджменту банка сообщают о подозрении и избирают меру пресечения. Обычно следователи ходатайствуют перед судом об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей или внесения залога, который зачастую несоизмерим размером ущерба. Цель таких действий одна — получить компрометирующие показания на акционеров банка, чтобы в дальнейшем привлечь их к уголовной ответственности и возместить причиненный ущерб.
Однако в настоящее время, несмотря на большое количество врученных менеджменту банков подозрений, нет ни одного обвинительного приговора суда, которым было бы установлено наличие признаков преступления в действиях акционеров. Прогнозируем, что текущий год станет решающим в расследовании таких уголовных производств. Ведь у следствия истекает срок, установленный действующим уголовным процессуальным законодательством для проведения досудебного расследования, и заинтересованные лица будут вправе потребовать закрытия уголовных производств на формальных основаниях.