В поисках баланса
«Для добросовестных участников рынка финансовая реструктуризация может стать полезным инструментом, который позволит должнику остаться на плаву без существенного ущемления интересов кредиторов»
подчеркивает Сергей Бенедисюк, руководитель практики корпоративного права и M&A юридической фирмы N&D
— В каких случаях закон «О финансовой реструктуризации» позволяет должнику инициировать механизм реструктуризации проблемной задолженности?
— Реструктуризация может быть запущена должником, если он находится в критическом финансовом состоянии. Но при этом должен соблюдаться ряд условий. Первое — согласие и участие в реструктуризации хотя бы одного банка-кредитора. При этом такой банк не должен быть связанным с должником лицом. Только после этого к процедуре могут присоединиться остальные кредиторы. Второе обязательное условие — перспективность деятельности должника, что необходимо подтвердить отчетом независимого эксперта. Уже на этом этапе возможны проблемы: не ясно, что должно быть в этом отчете и насколько он будет объективным. Кроме того, запустить процедуру реструктуризации можно только до возбуждения дела о банкротстве или до санации должника.
— Как вы считаете, обоснованно ли введение института финансовой реструктуризации именно сейчас?
— В сложившихся экономических условиях внедрение механизма финансовой реструктуризации представляется позитивным и обоснованным. Бесспорно, законодательные новеллы не идеальны, и с высокой долей вероятности можно утверждать, что найдутся как недобросовестные должники, которые будут пытаться злоупотреблять своими новыми правами для ухода от взыскания задолженности, так и кредиторы, использующие любые возможности для блокирования запуска реструктуризации. Вместе с тем для добросовестных участников рынка финансовая реструктуризация может стать полезным инструментом, который позволит должнику остаться на плаву без существенного ущемления интересов кредиторов.
— Чем финреструктуризация отличается от санации — восстановления платежеспособности должника?
— Существует мнение, что процедура реструктуризации в принципе не нужна, так как она по сути дублирует процедуру санации должника. Действительно, процедуры имеют много общего. Например, они обе являются досудебными. Однако реструктуризация имеет свои отличия и особенности в отношении участников, их прав, а также длительности процедуры и механизма разрешения споров. Например, инициатором санации может быть как должник, так и кредитор, тогда как при реструктуризации — только должник. К тому же, в отличие от реструктуризации, в процедуре санации участвуют все кредиторы. Также санация устанавливает одинаковые права для всех кредиторов — для связанных и третьих лиц, в то время как в процессе реструктуризации на связанных лиц налагаются определенные ограничения. По сравнению с санацией реструктуризация занимает меньше времени и предлагает более оперативный и эффективный механизм разрешения споров — арбитраж, который является альтернативой обращению в суд.
— Насколько обоснованы установленные законом моратории при проведении реструктуризации?
— На время реструктуризации вводится запрет (мораторий) на осуществление должником и кредиторами некоторых действий. В частности, запрещается передавать имущество должника в залог или в ипотеку, осуществлять действия для получения в собственность такого имущества или контроля над ним, нельзя проводить и зачет встречных требований. При этом в течение срока действия моратория не начисляется неустойка (штраф, пеня) за неисполнение должником обязательств, на которые распространяется мораторий, а также останавливается течение срока исковой давности, установленного для кредиторов. В принципе введение подобных ограничений необходимо, иначе теряется весь смысл процедуры. Без моратория существует вероятность, что до заключения плана реструктуризации имущество должника просто уйдет к другим лицам.
— Какие могут возникнуть правовые сложности при применении положений закона о финреструктуризации на практике?
— Пока сложно сказать, как будет работать механизм финансовой реструктуризации на практике. Уже сейчас очевидно, что возможен ряд проблем, связанных с защитой прав кредиторов. Пока банки не торопятся предлагать своим должникам такой вариант разрешения проблем. Однако с учетом того, что наконец-то утвержден арбитражный регламент, на основании которого будут рассматриваться споры, связанные с реструктуризацией, стоит ожидать появления практики по финансовой реструктуризации уже в ближайшем будущем.
— Как вы считаете, решит ли закон проблемные вопросы защиты прав кредиторов в ходе реструктуризации? Существуют ли механизмы противодействия недобросовестным должникам?
— Несмотря на все плюсы реструктуризации, существует ряд проблем, с которыми могут столкнуться кредиторы. К сожалению, закон далеко не всегда и не в полном объеме защищает их интересы. Одна из ключевых проблем — защита права кредиторов, которые не участвуют в процедуре финансовой реструктуризации. Теоретически план реструктуризации должен содержать информацию о том, как будет погашаться задолженность перед такими кредиторами. Но совершенно непонятно, кто и как будет это проверять и контролировать. Единственным механизмом защиты прав таких кредиторов остается суд, так как в арбитраж могут обращаться только кредиторы, которые принимают участие в реструктуризации.
Второй проблемный вопрос — защита прав мелких кредиторов. Крупные кредиторы смогут навязывать свое мнение остальным и блокировать любые решения. У мелких кредиторов нет особых шансов на продвижение своих интересов в ходе реструктуризации. В то же время мелкие кредиторы могут пытаться затянуть процедуру реструктуризации путем обращения в арбитраж по разным надуманным поводам. В результате всем кредиторам придется договариваться между собой. При этом договариваться надо будет быстро, потому что максимальный срок для утверждения плана реструктуризации составляет 180 дней.
Еще одна проблема возникает в связи с мораторием. Мораторий не распространяется на кредиторов, которые не принимают участия в процедуре реструктуризации. Соответственно, такие кредиторы могут обратить взыскание на имущество должника и забрать такое имущество, пока все остальные пытаются согласовать план реструктуризации.
Кроме того, согласно закону, должник может отозвать свое заявление на реструктуризацию на протяжении 30 дней с момента его подачи. Это даст недобросовестному должнику время для возможных маневров.
Также открытым остается вопрос последствий невыполнения плана реструктуризации и ответственности должника в таком случае. Решение этой проблемы остается, по всей видимости, на усмотрении кредиторов.
— Срок действия закона составляет три года. Удастся ли за это время урегулировать проблемы с возвратом задолженности?
— Закон будет действовать до октября 2019 года, и уже сейчас возникают вопросы, будет ли этого достаточно. Поскольку в процессе реструктуризации будут участвовать крупные должники, у которых не один кредит, времени остается действительно немного. Но даже после окончания срока действия закона все процедуры реструктуризации, запущенные во время его действия, продолжаются до их завершения. Поэтому главная задача, которая сейчас стоит как перед должниками, так и перед кредиторами, — успеть запустить процедуру реструктуризации, пока закон еще в силе.
— Как вы считаете, нужен ли Украине институт финансовой реструктуризации, действующий на постоянной основе?
— По нашему мнению, скорее нет. В принципе сам по себе закон был разработан как временная мера. Его первоочередная цель состоит в том, чтобы улучшить финансовое состояние банков именно в кризисный период. В обычных, некризисных, условиях должники и кредиторы смогут воспользоваться механизмом досудебной санации по закону «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».