Не ликвидацией единой

кипра

Юлия Кирпа, партнер ЮФ AEQUO, Денис Кульгавый, старший юрист ЮФ AEQUO

Весь прошлый год на банковском рынке наблюдалось явление всеукраинского масштаба, которое в профессиональных кругах получило название «банкопад». Массовые признания банков неплатежеспособными заканчивались, как правило, их ликвидацией. Но были и исключения — приобрести банк у Фонда гарантирования вкладов физлиц сложно, но вполне реально

 

В конце прошлого года Национальный банк Украины заверил общественность, что «чистка системы завершена», а 2016-й станет годом «перезагрузки». Однако в этом году банки также признаются неплатежеспособными, но таких случаев намного меньше. Регулятор, «не называя имен», дал понять, что с рынка будут выведены банки, которые не выполняют требования по докапитализации или осуществляют рисковую деятельность.

Большинство банков, признанных неплатежеспособными в предыдущие годы, были отправлены на ликвидацию: реальных покупателей с безупречной деловой репутацией и легальными источниками происхождения средств Нацбанк для них не нашел. Регулятор объясняет свои жесткие требования необходимостью оздоровления банковского сектора в соответствии с обязательствами, принятыми на себя государством перед международными донорами. Если нет уверенности в том, что инвестор имеет достаточное благосостояние и прозрачную структуру собственности, тогда есть риск, что при продаже неплатежеспособного банка его финансовые проблемы не будут решены, их просто отложат на более длительный срок. И Нацбанк, и международные доноры считают, что если подходящего инвестора нет, лучше ликвидировать неплатежеспособный банк, а не продавать его инвестору, репутация и доходы которого вызывают сомнения. Таким образом, интересы банковской системы в настоящее время превалируют над интересами отдельных кредиторов, чьи требования к ликвидируемому банку не будут удовлетворены из-за недостатка активов.

Тем не менее не все неплатежеспособные банки были ликвидированы: на рынке есть и другие прецеденты. Наш недавний опыт сопровождения сделок по продаже Фондом гарантирования вкладов физлиц неплатежеспособного Астра Банка и переходного РВС Банка позволяет говорить о том, что у инвестора не только в теории, но и на практике есть два варианта для покупки банка у Фонда. По какому именно пути пойти — приобрести неплатежеспособный банк в целом или переходной банк, созданный на базе его активов и обязательств, — будет зависеть как от предпочтений инвесторов, так и от методик Фонда. В частности, Фонд всегда руководствуется закрепленным в законе принципом «наименьших расходов», сопряженных с тем или иным способом выведения неплатежеспособного банка с рынка. Инвесторы, в свою очередь, исходят из результатов финансового и юридического аудита, оценивают, насколько целесообразно покупать банк в целом либо же лучше сразу выбрать привлекательные активы, которые будут переданы на баланс переходного банка вместе с соответствующей суммой обязательств.

До недавнего времени сравнительно «дешевым» способом покупки банковского бизнеса считалось приобретение переходного банка. Это связано с тем, что предусмотренный законом размер минимальной необходимой капитализации такого банка составлял 120 млн грн, что существенно ниже требований, предъявляемых к капиталу нового банка — 500 млн. Но после того как регулятор решил, что переходной банк — это по сути вновь созданный банк, а следовательно, требования по капитализации к нему применяются как к вновь созданному, «дешевой» такую покупку уже не назовешь.

Отдельного внимания заслуживает новый механизм, закрепленный в законе, который позволяет нескольким инвесторам объединяться для участия в конкурсе по выведению банка с рынка. Такой вариант покупки «в складчину» может решить вопрос с недостаточностью средств у отдельных инвесторов — участников объединения, что повышает шансы на их допуск к конкурсу и, соответственно, на потенциальный выигрыш.

К сожалению, в большинстве случаев еще до введения временной администрации банк оказывается в таком плачевном состоянии, что реальные инвесторы просто не видят экономической целесообразности в его спасении. Решить эту проблему можно, расширив полномочия кураторов, которые делегируются в банк уже на стадии признания его проблемным таким образом, чтобы он мог предотвратить выведение активов из банка его собственниками. Естественно, неплатежеспособный банк по определению не может не испытывать финансовых трудностей. Но важно определить, что является причиной неплатежеспособности: ошибки менеджмента или выведение из банка активов незадолго до введения временной администрации, например, путем продажи банком миллиардного кредитного портфеля связанной финансовой компании за несколько миллионов гривен на основании заведомо недобросовестно проведенной оценки такого портфеля.

Еще одним не менее важным фактором, который до недавнего времени сдерживал интерес потенциальных инвесторов к покупке неплатеже-способных банков или их активов, был риск обжалования сделки и соответствующих решений НБУ и Фонда предыдущими собственниками кредитного учреждения. Об актуальности этого вопроса свидетельствует, например, тот факт, что бывший акционер Астра Банка и Омега Банка пытался помешать их продаже. Но в июле 2015 года парламент дополнил закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц» нормой, согласно которой, даже если бывший собственник подает иск о признании незаконными действий НБУ или Фонда в рамках выведения банка с рынка, банковский актив остается у добросовестного приобретателя. Эта норма была заимствована из законодательства США и является успешным примером приведения законодательства Украины, по крайней мере в определенных его аспектах, к международным стандартам. На момент приобретения Астра Банка и переходного банка, созданного на базе Омега Банка, инвесторы уже были защищены новыми положениями закона.

Правда, даже у реального платежеспособного инвестора с безупречной деловой репутацией могут возникнуть проблемы с покупкой актива. Многие из них не видны невооруженным глазом и обнаруживаются только на стадии участия в конкурсе и реализации сделки. Например, несмотря на позитивные в целом законодательные изменения, принятые в июле 2015 года, некоторые нормы, наоборот, усложнили процесс покупки банков у Фонда. В частности, инвестор должен в кратчайшие сроки подготовить идеальный пакет документов, который требует Нацбанк для предоставления разрешения на покупку банка. По новым правилам, регулятор обязан согласовать планируемую сделку или от-казать в ее согласовании в течение двух дней с момента получения пакета документов.

В ответ на такую неоднозначную норму закона Нацбанку пришлось даже разработать новую процедуру предварительной квалификации, которую потенциальному инвестору, даже не определившемуся еще с выбором актива, необходимо пройти всего один раз.

Квалифицированные инвесторы, попавшие в список, смогут принимать участие в нескольких конкурсах: если не выиграл в одном, можно попытаться поучаствовать в другом.
Но позаботиться о предварительной квалификации стоит заранее. Лучше даже до того, как появились планы приобретения конкретного не-платежеспособного банка. Срок рассмотрения Нацбанком документов — один месяц, ровно столько, сколько в банке может работать временная администрация. А это значит, что если инвестор подал документы в НБУ после признания банка неплатежеспособным, он просто не получит разрешение вовремя. В лучшем случае ему придется дожидаться появления другого привлекательного для покупки актива.

Стоит отметить, что приобрести неплатежеспособный или переходной банк сейчас не только вполне реально, но и гораздо менее рискован-но, чем раньше. Но для успешного завершения такой процедуры потенциальный инвестор должен заранее и со всей серьезностью подойти к вопросу выполнения требований Нацбанка. В первую очередь он должен соответствовать требованиям регулятора о финансовом благосостоянии и деловой репутации, которые предъявляются к потенциальным собственникам банков. А еще лучше — заранее пройти предварительную квалификацию Нацбанка и получить документальное подтверждение такого соответствия.