Потребительское отношение

GEX_4304Розничное кредитование в украинском банковском секторе практически заморожено: участники рынка делают ставку не на привлечение новых клиентов, а на удержание имеющихся. Относительная активность наблюдается лишь в сегменте нецелевых кредитов на потребительские нужды — кредитов наличными и кредитных карт. При этом многие банки предоставляют финансирование только лояльным клиентам, которые являются их вкладчиками или держателями зарплатных карт

ДОВЕРИЕ ПРОВЕРЕННЫМ

Розничное потребительское кредитование сейчас находится в конце списка приоритетных направлений для многих банков, несмотря на то, что, по данным НБУ, в системе порядка 30 млрд грн свободной ликвидности. Но они пред¬почли занять выжидательную позицию.

По итогам 2014 года розничный портфель в гривне уменьшился на 14,6 млрд грн (-12%), а в валюте — на $2 млрд (-24,2%). За первый квартал текущего года кредитный портфель «похудел» еще на 2,3 млрд грн (-2,1%) и на $0,3 млрд (-5,5%). «В работе с розницей банки все чаще занимают позицию расчетного банка и сберегательного учреждения. Эти направления в последнее время стали еще более актуальными: число признанных неплатежеспособными банков растет. Клиентские потоки активно перераспределяются, люди ищут новые банки для по-лучения привычных для них услуг», — объясняет советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.

С одной стороны, девальвация и рост цен серьезно ударили по платежеспособности граждан, поэтому сейчас большинство украинцев предпочитают экономить и не брать в долг. С другой стороны, из-за нестабильной обстановки банки рискуют столкнуться с невозвратами по выданным ранее кредитам, поэтому предпочитают придерживать деньги.

Исключением остаются краткосрочные дорогие кредиты. Банки по-прежнему выдают кредиты наличными, карточные займы, а также займы на покупку товаров длительного пользования (бытовая техника и электроника). Кредитные учреждения стараются работать с проверенными клиентами, чтобы снизить возможные риски. «Если говорить о крупных игроках, то они сконцентрировались в основном на своих внутренних клиентах с хорошей кредитной историей. Основными продуктами являются кредиты наличными и кредитные карты», — отмечает заместитель председателя правления банка «Юнисон» по вопросам розничного бизнеса Антон Шаперенков.

Стоимость таких займов продолжает увеличиваться: при отсутствии других активных операций банки используют любую возможность заработать. По данным исследования «50 ведущих банков Украины», в прошлом году кредиты наличными выдавал 21 банк. Эффективная ставка по таким продуктам составляла в среднем 65% годовых. Стоимость средств в разных банках колебалась от 32% до 86% годовых. «Банк продолжает выдавать существующим клиентам кредиты наличными для текущих нужд. Но целевые кредиты являются менее рискованными для банков, поэтому их выдают гораздо охотнее. У нас есть целый ряд партнеров (в их числе сети «Комфи», «Эльдорадо», «Эпицентр», «Алло»), сотрудничая с которыми мы предлагаем клиентам рассрочку, то есть беспроцентный кредит», — рассказывает заместитель председате-ля правления УкрСиббанка Владимир Радин.

Банков, выдававших клиентам кредитные карты, немного больше — порядка 30. В то же время эффективная ставка по «кредиткам» ни-же — около 40% годовых. Намного дешевле кредитная карта обойдется заемщику, у которого есть зарплатная карта кредитующего банка: как правило, стоимость устанавливается индивидуально, исходя из условий зарплатного проекта и договоренностей с работодателем. Практиче-ски все участники рынка предлагают клиентам льготный период от 25 до 60 дней, в течение которого проценты не начисляются. Более того, именно кредитные карты включаются во всевозможные программы лояльности и партнерские программы, например, с авиаперевозчиками или торговыми сетями.

Практически отсутствуют сейчас на рынке кредиты на покупку автомобилей и жилья — их предоставляют единичные игроки, в основном банки с иностранным капиталом. Например, о выдаче автокредитов сообщили только 16 банков — участников исследования «50 ведущих банков Украины». В прошлом году стоимость автокредитов составляла порядка 25%. В разных банках ставки колебались от 19% до 50% годовых в зависимости от первоначального взноса. Минимальный коэффициент покрытия — соотношение суммы доходов семьи к размеру первого платежа по кредиту — от 0,5 до 1,5. При этом лишь три банка заявили о готовности учитывать неподтвержденные доходы заемщика.

Стоимость ипотечных кредитов немного ниже: в пределах 18–25% годовых. «На ипотечные программы и автокредиты практически нет спроса, но, как и ранее, популярны потребительские кредиты, такие как овердрафты по платежным картам и кредиты на приобретение быто-вых товаров», — констатирует начальник управления организации кредитования физических лиц банка «Хрещатик» Елена Трояновская.

ПРОБЛЕМЫ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

С начала прошлого года курс гривны существенно снизился, а поскольку существенная часть розничных займов была выдана в валюте, «курсовая проблема» коснулась всех участников рынка. По данным НБУ, в Украине почти 90 тыс. валютных заемщиков. Весь год банкиры пытались договориться об условиях перевода валютных ипотечных долгов в гривну. Сначала инициативу хотели оформить законодательно, одна-ко против этого выступил МВФ. В результате банки разработали меморандум, подписание которого является добровольным для участников рынка. Однако вопрос конвертации кредитов не урегулирован. Главная причина отказа банков подписывать рыночный меморандум заключается в опасении получения крупных убытков из-за перевода задолженности в гривну по низкому курсу. Как правило, кредитные учреждения предлагают клиентам реструктуризацию на индивидуальных условиях. «На наш взгляд, каждый случай должен рассматриваться индивидуально в зависимости от объемов предоставленного финансирования и открытости банка», — считает директор департамента розничного бизнеса, член правления Пиреус Банка Илиас Музакис.

Однако заемщикам, которые испытывают трудности с погашением валютных кредитов, вряд ли стоит рассчитывать на значительное смягчение условий обслуживания долга. «Банк работает с каждым заемщиком индивидуально, учитывается социальный статус клиента, исполнение обязательств до кризиса. Важно, чтобы клиент сформулировал условия работы с банком в практической плоскости. Банк не пойдет на удовлетворение требований конвертации долга по курсу 5,05 гривен за доллар или по 7,99 гривен за доллар. Реалии сегодня другие», — отмечает начальник управления продаж кредитных продуктов Укрсоцбанка Татьяна Никитина.

Еще одной серьезной проблемой, сдерживающей развитие рынка кредитования, является заморозка значительной части займов, выданных физлицам и предприятиям, которые находятся в зоне проведения АТО и в Крыму. Общий объем кредитного портфеля банков, работавших на полуострове, составляет 24,2 млрд грн. Общий кредитный портфель в Донецкой и Луганской областях составляет 43,7 млрд грн, из которых, по данным банкиров, на зону АТО приходится порядка 25–33%.

Еще в прошлом году все украинские банки прекратили работать на не подконтрольных украинской власти территориях, а безналичные платежи в зоне АТО были прекращены. Соответственно, у заемщиков практически не осталось возможностей для погашения кредитов. «Портфель проблемной задолженности по займам, которые были выданы в зоне АТО, растет. На данный момент мы обслуживаем клиентов согласно заключенным договорам, а решения по портфелю будут приниматься исходя из развития ситуации в этом регионе», — говорит заместитель директора департамента розничного банкинга Укргазбанка Дмитрий Замотаев.

Снижение платежеспособности клиентов и проблемы с погашением кредитов отмечаются не только на территории Донецкой и Луганской областей. По данным НБУ, доля проблемных кредитов выросла с 12,9% до 17,2%. В то же время международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s считает, что проблемными являются более 40% кредитов. «Это общая для страны тенденция. Клиентам, желающим сохранить свою кредитную историю, наш банк предлагает специальные программы по реструктуризации кредитов», — говорит заместитель председателя правления Сбербанка России Ирина Князева.

В связи с опасением массовых невозвратов банки изменили требования к потенциальным заемщикам, что привело к увеличению уровня отказов по заявкам на кредиты. «Требования не ужесточили, но увеличили время на принятие кредитного решения — теперь клиентов прове-ряют и оценивают еще тщательнее», — отмечает директор департамента потребительского кредитования Кредобанка Сергей Кирюхин. Банкиры очень неохотно рассказывают о количестве отказов, однако, по информации «Финансового клуба», кредитные учреждения отказывают примерно половине желающих получить кредит наличными.

Изменение требований к потенциальным заемщикам связано также с большим количеством обанкротившихся банков, которые вели рисковую деятельность и активно кредитовали. С начала прошлого года неплатежеспособными признаны 48 учреждений, и банкиры опасаются повторить их ошибки. «Скоринговые модели оценки кредитоспособности были изменены в сторону более тщательных проверок для потенциальных заемщиков. Мы используем в своей работе принцип, согласно которому мы должны не только обеспечить предоставление услуги, но и дать клиенту инструменты для денежного планирования и принятия ответственных финансовых решений на основе реальных возможностей и потребностей», — отмечает Владимир Радин.

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Загрузить [594.98 KB]

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Загрузить [594.98 KB]

ПРОБЛЕСКИ НАДЕЖДЫ
Многие участники рынка делают ставку на удержание уже имеющихся клиентов. «Проводится работа с существующей базой клиентов. В частности, надежной категорией клиентов являются пенсионеры», — отмечает старший руководитель проектов по развитию кредитования физических лиц Райффайзен Банка Аваль Юлия Гуртовенко.

Однако крупные банки уже составляют планы по развитию кредитного направления. Пока, правда, для существующих клиентов. «Кредитование в целом и розничное кредитование в частности сегодня не являются для банков приоритетным направлением. Но мы планируем наращивать активность. Речь идет о потребительском кредитовании и кредитных картах. Правда, предоставляться кредитование будет лояльным к банку клиентам — держателям зарплатных карт и депозитов», — говорит Ирина Князева.

В то же время на рынке появляются продукты, развитие которых возможно только во время кризиса. «Некоторые банки совместно с авто-салонами пытаются разработать и запустить программу обратного выкупа автомобиля, если заемщик не сможет выполнять обязательства по кредиту. Идея заключается в том, что в рамках трехстороннего соглашения между банком, клиентом и автосалоном последний будет брать на себя обязательства по выкупу автомобиля в случае, если заемщик не сможет обслуживать кредит», — рассказал Василий Невмержицкий.

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Загрузить [594.98 KB]