Трудности перевода
«Перевод клиента, даже внутри одной банковской группы, равносилен привлечению нового, ведь у него всегда есть выбор»
говорит Иван Свитек, генеральный менеджер совета банковской группы Альфа-Банка
— Как далеко вы продвинулись в процессе слияния Альфа-Банка и Укрсоцбанка?
— На сегодня практически все клиенты Укрсоцбанка переведены в Альфа-Банк. Укрсоцбанк уже не занимается активной деятельностью, в нем остались небольшая часть неактивных клиентов и проблемные кредиты. Мы работаем с ними.
— Почему вы в свое время выбрали формат сознательной миграции клиентов, а не перевели их принудительно?
— У нас не было права принудительно переводить клиентов между банками, ведь они были и до сих пор остаются отдельными юрлицами. У нас было три варианта: юридическое слияние банков, сохранение их работы как двух отдельных юрлиц и миграция клиентов с постепенной оптимизацией операционных расходов. Мы выбрали «золотую середину». Еще обсуждается дальнейшая судьба Укрсоцбанка, но, думаю, мы проведем юридическое слияние двух банков до конца 2019 года.
— Насколько было сложно перевести клиентский портфель в Альфа-Банк?
— Если оценить сложность поиска нового клиента в 10 баллов, то перевод клиента — это не менее 7 баллов. Перевод клиента, даже внутри одной банковской группы, равносилен привлечению нового, ведь у него всегда есть выбор. Клиента нужно убедить, что для него так будет лучше. Наши сотрудники проделали колоссальную работу!
— Как интеграция с Укрсоцбанком повлияла на Альфа-Банк, которому нужно было присоединиться к начавшейся конкурентной гонке банков за долю на вновь растущем рынке?
— Параллельно с интеграцией и миграцией активной клиентской базы мы ставили перед собой задачу развивать новые продукты и наращивать свою долю на рынке. С одной стороны, интеграция стала стрессом для банка и нашей команды, что побуждало нас уделять больше внимания мотивации сотрудников. У нас были KPI и мотивация и для проведения миграции, и для привлечения клиентов с рынка, и для работы с нынешними клиентами. С другой стороны, интеграция дала нам новый толчок в развитии. Например, еще одним акцентом для фокусирования внимания для нас стал сегмент малого и среднего бизнеса.
— Когда будет проведен ребрендинг Альфа-Банка и каким будет наполнение нового имиджа банка? С чем его должны ассоциировать клиенты?
— Обсуждение нового бренда продолжается. И, на мой взгляд, речь должна идти не столько о ребрендинге Альфа-Банка, сколько о новом бренде для объединенной структуры, которая вобрала в себя лучший опыт от двух банков группы. Это будет современный, технологичный, международный бренд.
— Какие другие задачи, кроме интеграции, вы ставили перед собой в 2018 году?
— Наше ключевое направление — это, конечно, развитие розницы с акцентом на технологии. Прошлый год стал очень активным: мы полностью переписали мобильное приложение, внедрили сразу две программы лояльности — Cash’U Club и отдельную программу для клиентов приватного банкинга A-Club, выпустили Travel-карту, запустили выдачу кредитов за 59 минут, предложили клиентам Apple Pay и Android Pay.
Второе направление — МСБ. Мы дали возможность микробизнесу дистанционно открывать счета в банке. Третья важная задача, которая перед нами стояла, — разобраться со старым портфелем NPL. Мы формировали необходимые резервы, взыскивали залоги, продали больше 120 объектов непрофильных активов на сумму 5 млрд грн. На данный момент наш баланс является чистым, потребности в капитале нет. Раньше все наши ресурсы направлялись на работу с проблемными кредитами, но этот старый bad bank уже не давит на нас. Альфа-Банк готов к дальнейшему росту.
— Как будете развивать корпоративный сегмент?
— У нас есть инициативы для агросектора, IT-компаний и трансакционного бизнеса. Мы хотим развивать кросс-продажи, чтобы мы могли задействовать для полноценного обслуживания корпоративного клиента все подразделения банка.
— Одни банки медленно внедряют цифровые инновации, другие же стремятся быть первыми. Но из-за быстрого внедрения инноваций клиенты иногда сталкиваются со сбоями в работе программ. Какой путь выбираете вы?
— Мы считаем, что Альфа-Банк должен быть на гребне технологического прогресса. Даже быть первым в этой сфере в Украине. При этом мы понимаем, что когда внедряется много изменений, то могут быть и ошибки. Я как клиент банка и пользователь мобильного приложения тоже нахожу их, передаю диджитал-команде для оперативного исправления. Поэтому я обращаюсь к нашим клиентам с просьбой отнестись с пониманием к таким ошибкам. А негатив мы убираем благодаря коммуникации с клиентами. Когда клиент вовлечен в процесс изменений, он легче прощает ошибки, потому что понимает, что эти изменения происходят в его интересах.
— Как диджитализация банковского бизнеса влияет на работу отделений?
— Кардинально. Покажу на личном примере. У меня есть персональный менеджер, и раньше, еще год-полтора назад, я звонил ей, наверное, каждый раз, когда мне нужно было отправить платеж или сделать другую трансакцию. А сейчас с обновленным приложением мне уже проще и быстрее сделать все онлайн самому, чем звонить менеджеру. Мы видим, что сейчас большой объем валюты конвертируется онлайн, а не в отделениях. Платежи также проводятся онлайн. И что меня особо радует: количество трансакций физлиц в отделениях не падает! Просто растет онлайн, что увеличивает общий объем бизнеса. Диджитализацией МСБ мы занялись всего год назад. Там наблюдается аналогичный тренд, хоть и с небольшим опозданием.
— Большого количества отделений для цифрового банкинга не нужно?
— Безусловно. Сеть переформатируется: мы оставляем лучшие отделения и закрываем ненужные. Мы стремимся, чтобы все отделения Альфа-Банка были современными и удобными, формата open space площадью 200–300 м2. В ходе интеграции Альфа-Банка и Укрсоцбанка общая сеть уменьшается, за два года она уже сократилась с 368 до 306 отделений. При этом мы планируем открывать новые отделения в регионах, где мы пока представлены, на наш взгляд, недостаточно.
— Какие задачи акционеры поставили перед вами на 2019 год?
— Группа рассчитывает, что Украина в этом году продолжит развиваться в положительном направлении. Банк будет заниматься диджитализацией и увеличением доли рынка в ключевых для нас сегментах. В прошлом году мы в рознице выросли на 50%, наш розничный портфель уже составляет $470 млн, и мы продолжаем расти.
— Какие у Альфа-Банка амбиции на украинском рынке?
— Мы хотим быть крупнейшим и самым качественным частным банком страны, лучшим работодателем, лучшей компанией. Чтобы клиент при потребности открыть счет или карту тут же подумал: «Пойду в Альфу!». Чтобы студенты после вуза хотели к нам попасть на работу. Украина все больше ориентируется на Европу. Я вижу здесь большие возможности для умных людей и верю, что украинцы, которые сегодня работают за границей, будут возвращаться. Я большой украинский патриот и оптимист.
— Что вы как топ-менеджер Альфа-Банка делаете для того, чтобы мотивировать команду банка не просто хорошо работать, но и связать свое будущее с Украиной?
— Недавно мы обсуждали этот вопрос с HR-командой. У нас в банке 9 тыс. сотрудников, более 1,5 млн клиентов. У каждого сотрудника и у каждого клиента есть семьи. Это и есть наша зона влияния и ответственности. Мы строим банк с лучшими продуктами, банк, который с уважением относится к своим сотрудникам и клиентам. Банк, который инвестирует в своих сотрудников, где молодые люди хотят работать и развиваться. Мы платим налоги, занимаемся благотворительностью. Так мы все вместе влияем на развитие Украины, на будущее нашей страны.