Твердое правило

39_IMG_9401

Кирилл Шевченко родился 23 октября 1972 года в Туле (РФ). В 1994 году окончил Харьковский государственный экономический университет и получил квалификацию экономиста. Карьеру в банковской сфере начал в Украинском кредитном банке (сейчас А-Банк) в августе 1994 года, после этого работал в банках «Аваль» и «Финансы и Кредит». С декабря 2006 года по май 2009 года возглавлял Государственное ипотечное учреждение. С мая по сентябрь 2009 года был советником премьер-министра Юлии Тимошенко, входил в Набсовет Укргазбанка. Затем получил назначение на должность первого зампредправления Укргазбанка. После этого до 2012 года возглавлял Терра Банк, а впоследствии стал советником секретариата главы Ощадбанка. В октябре 2014 года вернулся в Укргазбанк на должность первого заместителя председателя правления, 26 декабря стал и.о. руководителя Укргазбанка, а 16 апреля Кабинет Министров Украины утвердил его в должности главы правления банка.

«Наш первый аргумент: государственный банк — это надежный банк»,

заявляет Кирилл Шевченко, председатель правления Укргазбанка

— Год назад Кабинет Министров Украины предложил перевести зар­платные проекты госпредприятий и бюджетных учреждений на обслуживание в гос-банки, но ни одного обязывающего решения не было принято. Как вы считаете, насколько целесообразно обслуживание предприятий госсектора в госбанках?

— Это абсолютно целесообразная идея. Государство является собственником предприятий и, как их владелец, имеет право выбирать, в ка-ком банке они будут обслуживаться. Это продиктовано также тем, что госбанки в отношении госкомпаний проводят более активную кредитную политику, чем коммерческие банки. И это нормальная позиция собственника. У нас есть клиенты и из государственного, и из коммерческого секторов. Но мы не отдаем кому-либо приоритет, а качество обслуживания не зависит от формы собственности клиентов. Например, условия по овердрафту по зарплатным картам бюджетных учреждений не будут отличаться от условий для частных учреждений.

— Благодаря каким рыночным методам вы можете конкурировать с частными банками, которые заявляют о таких своих преимуществах, как участие во всеукраинских сетях банкоматов и низкие тарифы?

— Многие заявляют, но интересно, кто делает. В зарплатных проектах большая часть рентабельности находится не в сфере оплаты за РКО, ведь эта плата минимальна. Конкуренция загнала эти тарифы уже практически в нулевой уровень. И мы готовы конкурировать с любым банком в плане тарифов, сети банкоматов, качества их работы и доступа к ним. У нас всегда есть на складе банкоматы, которые мы готовы по-ставить на предприятии, которое становится крупным зарплатным клиентом.

— Если тарифы на РКО покрывают лишь себестоимость услуги, почему банкам так интересны зарплатные проекты, что они «сражаются» за них?

— Основной доход в зарплатном проекте банк получает от дополнительных услуг. Во-первых, это кредитование держателей зарплатных карт, во-вторых — эквайринг, когда клиент расплачивается нашими картами в торговой сети, в-третьих — продукты, которые продаются с зарплатным проектом. Все это позволяет ставить условно «нулевые» тарифы на РКО. У нас есть методики подсчета эффективности работы с зарплатными проектами, но мы никогда не будем внедрять убыточный зарплатный проект, даже в государственном секторе.

— При каком количестве сотрудников в штате компании вы готовы в рамках нового зарплатного проекта установить банкомат на территории предприятия?

— Решение зависит не только от количества сотрудников, но и от размера фонда заработной платы, и комиссий на РКО. Влияет даже логистика. Например, нам невыгодно ехать 200 км в одну сторону, чтобы загрузить банкомат. Но это не означает, что мы его точно не установим. Все перечисленные факторы учитываются при расчете целесообразности установки банкомата. Последний раз, когда мы устанавливали банкоматы, речь шла о компаниях со штатом в среднем 500 сотрудников. Может быть и меньше, ключевым будет показатель фонда оплаты труда.

— Как изменилось количество зарплатных клиентов в вашем банке?

— За прошлый год мы заключили более тысячи новых зарплатных договоров. Теперь у нас обслуживается около четырех тысяч учреждений. Для новых клиентов мы выпустили 83,7 тыс. зарплатных карт. Прирост по обслуживаемому фонду заработной платы составил порядка 100 млн грн.

— Зависит ли перечень интересующих розничного клиента дополнительных услуг, например, овердрафт или кредитная карта, от того, на каком он предприятии работает?

— Отличия в потребительских предпочтениях связаны не с тем, где работает клиент, а с уровнем оплаты его труда. Различные допуслуги, например, карты для членов семьи, чаще всего запрашивают клиенты, чей уровень дохода превышает 2 тыс. грн. Чем выше класс карты и чем выше зарплата, тем выше запросы клиентов. Это логично. А работает он в оборонной сфере, газовой или в коммунальной — это неважно. Есть еще одна особенность: в крупных городах клиенты более требовательны и чаще обращаются за дополнительными услугами.

— Открытие зарплатного проекта влияет на получение предприятием кредита в вашем банке?

— Компании проще перечислять деньги на наши зарплатные карточки с расчетного счета в нашем же банке. А любые поступления на рас-четный счет — это часть оборота предприятия. В некоторых программах, например овердрафтного кредитования, учитывается именно обо-рот предприятия и торговая выручка. Если выручка проходит не через Укргазбанк, то компания не сможет получить овердрафт для выплаты зарплаты. В целом наличие зарплатного проекта позволяет снизить эффективную ставку по кредиту.

— Какие у вас планы по привлечению зарплатных проектов в 2015-м?

— У нас есть планы по приросту остатков на зарплатных счетах — мы планируем увеличить остатки вдвое. Сейчас ежемесячно на карточные счета в Укргазбанке начисляется свыше 400 млн грн, таким образом, среднемесячный фонд оплаты труда, выплачиваемый через карточ-ки Укргазбанка, должен вырасти до 800 млн грн.

— Если от конкурентов к вам приходит компания, готовая сменить обслуживающий банк, какие аргументы вы будете использовать для переманивания такого клиента?

— Наш первый аргумент: государственный банк — это надежный банк. Ведь сохранность средств важна для предприятия любой формы собственности. Второй аргумент — высокий уровень сервиса. Мы способны предоставить любую услугу, которая есть в других банках, или предложим достойную альтернативу. Но акцент делаем именно на надежности, гарантированной государством.

— В ходе очищения рынка многие компании потеряли деньги в банках-банкротах, что снижает их способность обслуживать кредиты. Сталкивались ли ваши клиенты с такими проблемами?

— Да. Предприятия теряли в неплатежеспособных банках огромные суммы, и, исходя из очередности кредиторов, вероятность того, что они получат свои средства, очень незначительная. В каждом случае свои особенности. Кто-то имел на счету большие суммы, но у него в оборотных активах было еще больше средств, поэтому его бизнес не остановился. А для кого-то последствия оказались катастрофическими. Количество таких клиентов постоянно растет.

— Какие у вас планы по гривневому корпоративному кредитованию, в том числе по зарплатным клиентам?

— Мы продолжаем активно кредитовать и планируем увеличить кредитный портфель по корпоративному бизнесу на 1,3 млрд грн. Кроме того, госбанк должен работать на государственный сектор экономики.

— А конкуренция между госбанками за клиентов из госсектора есть?

— Точно такая же, как между коммерческими банками.

— Рецессия, девальвация гривны и инфляция снижают реальные доходы населения. Как это повлияло на динамику просрочки по кредитным картам и лимиты по овердрафтам?

— За последние полгода мы несколько раз вносили изменения в методику расчета размера лимита по овердрафту по зарплатным картам. Несмотря на общее снижение доходов населения, клиенты не запрашивают больше кредитов. При этом ситуация по отраслям существенно отличается: у одних зарплата снижается, другие ее держат, а некоторые пытаются увеличивать. Мы эти тренды отслеживаем и предлагаем адекватные продукты. Например, у нас есть клиенты-силовики. Случается, что люди в зоне АТО погибают. Мы этот риск учитываем, но это не значит, что не выдаем им кредиты. Мы дважды в месяц на внутренних комитетах вносим поправки.

— При привлечении новых зарплатных проектов вы учитываете пожелания правительства? Вмешиваются ли чиновники в работу банка?

— В коммерческую деятельность нашего банка собственник не вмешивается. У каждого своя зона компетенции, и при принятии решений мы опираемся на финансовый результат.