Время новых возможностей
«Для нас турбулентное время — это время новых возможностей, которое требует от корпоративного банкинга не только готовности к переменам, но и самих перемен»
уверен Владимир Дубей, первый заместитель председателя правления ТАСкомбанка
— Как за последний год изменился корпоративный сектор?
— 2018 год для корпоративного сегмента был интересным, но непростым. В целом портфель кредитов, выданных бизнесу, по банковской системе увеличился всего на 3,2%, а пассивы сократились на 6,6%. Долговая нагрузка в корпоративном секторе оставалась высокой, к тому же стоимость кредитных ресурсов не способствовала инвестированию средств в модернизацию производства и развитие новых проектов. В прошлом году банки активно работали над реструктуризацией и улучшением качества кредитных портфелей и практически не финансировали новые проекты. Всю свободную ликвидность они размещали в ОВГЗ, что давало высокую доходность и минимизировало риски. Несмотря на общую ситуацию на рынке, ТАСкомбанк продолжил кредитовать реальный сектор экономики, придерживаясь своей стратегии развития. Тщательно оценивая риски, мы помогали компаниям развивать свой бизнес. В итоге нам удалось продемонстрировать рост кредитного портфеля почти в пять раз выше, чем в целом по банковской системе.
— Часто от банков можно услышать, что «хороших» заемщиков уже давно разделили между собой участники рынка. За счет чего вам удается наращивать кредитный портфель?
— Конкуренция на рынке корпоративного бизнеса всегда была довольно высокой. А для нас, банка с украинским капиталом, она еще более жесткая. Ресурсы у нас дороже, чем у банков с иностранным капиталом и госбанков, поэтому конкурировать в ценовых предложениях нам сложно. Мы это отчетливо понимаем и предлагаем клиентам другие преимущества — индивидуальные подходы в обслуживании, современные технологии, нестандартные и востребованные продукты. Подходы к ведению бизнеса у клиентов меняются: они выходят на новые рынки, реформируют бизнес, модернизируют производство. И для нас главное — предложить с учетом их потребностей новые возможности и инструменты для реализации этих идей.
— На что именно клиенты обращают внимание при выборе банка?
— Особо важны в отношениях с клиентом взаимное доверие, выстраивание долгосрочных отношений, профессионализм, скорость принятия решений и готовность банка стать для каждого клиента надежной опорой в любой ситуации. Для реализации такого подхода мы создали модель, позволяющую оперативно реагировать на запросы клиента. С каждым клиентом ТАСкомбанка работает профессиональная команда, состоящая из персонального менеджера, профильных аналитиков, юристов, специалистов валютного контроля и других направлений, что существенно упрощает коммуникацию и ускоряет процесс принятия решений. К тому же мы проводим ежеквартальные встречи правления банка с ключевыми клиентами. Это очень важно, поскольку на таких встречах есть возможность познакомить наших клиентов друг с другом, расширить их круг потенциальных бизнес-партнеров и в ответ получить мнение о качестве наших услуг. Обсуждение ключевых возможностей и перспектив дальнейших отношений, обмен мнениями относительно новых законодательных инициатив и требований регулятора — все это позволяет нам в дальнейшем предлагать бизнесу именно то, что ему необходимо. В этом мы видим большие перспективы и залог успеха при работе с клиентами.
— Сейчас все компании стараются минимизировать физическое общение с банками: коммуникация уходит в онлайн. Ваша политика «личного общения» не противоречит тенденции диджитализации?
— Сегодня удаленное обслуживание — это must have для любого банка. Здесь наша главная задача — соответствовать времени, предоставляя клиенту возможность работать с любым удобным программным обеспечением на разных устройствах, сохраняя при этом максимальный уровень безопасности операций. Мы делаем все для того, чтобы любые новинки на рынке были доступны нашим клиентам. Важной составляющей качественного обслуживания является также работа по улучшению внутренних коммуникаций, упрощению и стандартизации бизнес-процессов банка, которые, по сути, незаметны для клиента. Это позволяет нам экономить внутренние ресурсы и сокращать расходы, что способствует уменьшению стоимости услуг для компаний.
Хочу подчеркнуть, что в работе с клиентами личное общение заменить ничем нельзя. Для комфортного проведения встреч мы создали сеть универсальных премиальных отделений, где обслуживаются как корпоративные ключевые клиенты, так и клиенты сегмента private banking. В 2019 году планируем увеличить количество таких точек в полтора раза: новые представительства будут открыты во всех крупных городах Украины.
Немаловажным фактором в работе с корпоративным бизнесом является наша команда. Мы постоянно занимаемся обучением сотрудников. С такой командой легко создавать что-то новое и быть драйвером изменений на рынке.
— В нынешних условиях придумать что-то новое довольно сложно. О чем идет речь в вашем случае?
— Наша стратегия заключается в том, чтобы в любом направлении, в котором мы работаем, создать реальные кейсы. Например, получив одним из первых статус принимающего банка, мы успешно реализовали покупку портфелей Диамантбанка и банка «Новый», обеспечив выплату гарантированных сумм в размере до 200 тыс. грн первой очереди кредиторов в полном объеме. Также ТАСкомбанк в 2018 году стал первым, кто осуществил сделку по слиянию финансовых учреждений, объединившись с ВиЭс Банком.
Обеспечить существенный прирост кредитного портфеля 2018 года мы смогли за счет активной работы команды по реструктуризации крупных кредитных портфелей других банков. Мы завершили проекты по рефинансированию задолженности с несколькими крупными должниками, значительно уменьшив их долговую нагрузку. Это позволило компаниям продолжить дальнейшее развитие.
Еще один наш проект — синдицированное кредитование. Совместно с другими украинскими банками мы выдали четыре кредита на общую сумму около 1 млрд грн. Большие перспективы мы видим в развитии лизингового направления – за год наш портфель лизинга для юрлиц превысил 650 млн грн. Также мы начали активное привлечение иностранных инвесторов, предлагая рынку такой продукт, как фидуциарные депозиты. Интерес клиентов вызвали и эскроу-счета.
— Какие вызовы стоят перед вашим банком в этом году?
— Для нас турбулентное время — это время новых возможностей, которое требует от корпоративного банкинга не только готовности к переменам, но и самих перемен. Мы разработали стратегию развития корпоративного бизнеса и поставили конкретные задачи, которые планируем реализовать в этом году. Прежде всего это инструменты прямого финансирования инвестиционных проектов, которые позволят нашим клиентам получить доступ к совместному с банком финансированию проектов. Также планируем создать институт доверительного управления, что даст нашим клиентам возможность более гибкого, эффективного и прибыльного управления своим капиталом с учетом диверсификации рисков. Будем работать над уменьшением стоимости финансирования за счет сотрудничества с международными фондами и развития совместных программ кредитования. Продолжим активную работу на рынке реструктуризации существующих кредитных портфелей и покупки долгов с дисконтом, помогая клиентам уменьшить долговую нагрузку. Мы видим большие перспективы для роста корпоративного сегмента и готовы продолжать инвестировать в развитие реального сектора экономики.