Фирма и содержание

44_IMG_4115Экономический спад привел к уменьшению числа корпоративных клиентов банков — за год общее количество открытых предприятиями счетов уменьшилось на 5%. По этой причине сейчас привлечение средств бизнеса одними банками происходит в основном за счет потери клиентов другими кредитными учреждениями. Но даже в такой ситуации банки повышают тарифы на инкассацию или отдельные опции расчетно-кассового обслуживания

КЛИЕНТЫ СМЕНИЛИ ПРИОРИТЕТЫ

После того как почти полсотни банков стали неплатежеспособными, подход бизнеса к выбору обслуживающего кредитного учреждения изменился. Большинство клиентских требований остались теми же, но изменилась их весомость, а некоторые вовсе потеряли значение. Если год назад клиенты обращали внимание на уровень обслуживания в отделениях, наличие персонального менеджера и переговорной комнаты, то сегодня это уже не столь важно. «Обслуживание у стабильных государственных и крупных коммерческих банков не изменилось — стандартные условия и отсутствие индивидуального подхода. Лишь некоторые надежные коммерческие банки стараются находить подход к каждому клиенту. Но при выборе банка для обслуживания наша компания теперь не обращает внимания на наличие либо отсутствие индивиду-ального подхода. В первую очередь нас интересует надежность и стабильность банка: его финансовое состояние, опыт работы на рынке и репутация», — говорит главный бухгалтер страховой компании «АСКО-Медсервис» Людмила Гудемчук.

Надежность всегда была важным критерием при выборе банка, но теперь, по словам участников рынка, она трансформировалась из абстрактного понятия в конкретное. «Надежность и качество обслуживания состоит из четкого набора индикаторов», — говорит заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса УкрСиббанка Константин Лежнин. Как считает начальник отдела развития бизнес-клиентов Укрсоцбанка Анна Кармалова, основными критериями надежности являются возможность проведения платежей в национальной и иностранной валюте, своевременный возврат депозитов и отсутствие негативных отзывов клиентов. Кроме того, утверждают банкиры, нередко перед началом сотрудничества с кредитным учреждением представители предприятий изучают его финансовую отчетность.

Среди показателей работы банка, почти утративших важность для бизнеса, — тарифная политика учреждения: стоимость обслуживания и доходность по депозитам. По словам Людмилы Гудемчук, в «АСКО-Медсервис» этот критерий сегодня лишь на пятом, последнем, месте в списке критериев для отбора финансового партнера. Подтверждают эту тенденцию и сами банкиры. «Приоритетность ценового предложения для клиентов отошла на второй план, уступив надежности», — отмечает председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. «В то же время политика банков направлена на замораживание кредитования и удержание клиентской базы любой ценой», — рассказывает начальник управления контроля операционных и рыночных рисков ВТБ Банка Андрей Грищенко.

Теряют свое значение при выборе банка территориальное размещение отделений и фактор личного знакомства с менеджерами банка. «Ранее мы учитывали фактор «своего человека в банке», но сегодня никто из сотрудников банка, даже руководство, не может дать гарантию надежности», — признает Людмила Гудемчук.

ТОЧЕЧНОЕ ПОДОРОЖАНИЕ

За последний год количество открытых в банках счетов предприятий уменьшилось на 5% — с 2,2 млн до 2,1 млн. Тарифы на обслуживание существенно снизились, многие банки предлагали его даже бесплатно. Например, в начале 2015 года цена ежемесячного обслуживания и услуги «Клиент-банк» колебалась в пределах 150–160 гривен в месяц. В то же время впервые за несколько лет увеличились комиссии за снятие наличных со счета: ранее они составляли 0,75–0,78%, а в начале текущего года перешагнули отметку 0,83%, и многие банки взимают уже 1%. «Основное изменение стоимости обслуживания в 2015 году уже произошло — ведущие игроки пересмотрели тарифы. До конца года больше не стоит ожидать каких-то существенных изменений», — считает Константин Лежнин.

Впрочем, кредитные учреждения пытаются повысить доходы и без изменения стоимости обслуживания: внутри пакетных предложений некоторые банки точечно вводят платные услуги или поднимают стоимость отдельных опций. «Вводится или увеличивается плата за интернет-банкинг и sms-банкинг (до 12–15 грн ежемесячно), внедряются различные виды страховок, комиссий за пассивное использование продуктов (до 20 грн в месяц). Также, учитывая рост себестоимости отдельных видов услуг, банки часто, чтобы не повышать стоимость обслу-живания, уменьшают количество входящих в стоимость пакета услуг, выводя их в категорию платных. Такой услугой является, например, страхование выезжающих за рубеж», — отмечает начальник управления пластиковых карт и эквайринга ВТБ Банка Павел Гаркуша.

Расчетно-кассовое обслуживание, зарплатные проекты и другие пакетные предложения — ниша, в которой происходит борьба банков за клиентов. Крупные предприятия здесь могут диктовать свои условия — например, открывать зарплатный проект лишь в том банке, где им предложат кредит на более выгодных условиях.

ПИК ДОХОДНОСТИ

За последний год объем гривневых средств юридических лиц в целом по банковской системе увеличился на 0,2% (до 169,1 млрд грн), а валютных — уменьшился на 24,7% (до $5,6 млрд). С начала 2015 года объем депозитов в гривне снизился на 0,9% — до 168,4 млрд грн, а в ва-люте — на 4,2%, до $5,5 млрд.

Тенденцией прошлого года стало увеличение доли средств до востребования с 60% до 70%. Помимо депозитных линий со свободным доступом к средствам и прогрессивной шкалой ставок, бизнес активно пользуется сверхкороткими депозитами сроком от нескольких дней до двух-трех недель. Намного реже юрлица открывают вклады на один-три месяца, и совсем редко — на больший срок.

Весь прошлый год банки повышали процентные ставки по вкладам — лишь в декабре доходность немного снизилась, а в первые месяцы нынешнего года снова наблюдалось незначительное повышение, после чего рост прекратился. В начале мая юрлица могли разместить средства на срочном депозите под рекордную за последние два с половиной года ставку: 17–23,5% годовых в гривне, 6–11% в долларах и евро. Примечательно, что средняя доходность по вкладам на один-три месяца и на год почти одинакова, в то время как в начале прошлого года она различалась на пять и более процентных пунктов.

Увеличились и средние ставки по вкладам до востребования: до 9–11% годовых в гривне, 2,5–4% в долларах и 2,7–3% в евро. На рынке есть предложения со ставками 20% для гривневых и 6–8% для валютных вкладов с правом свободного доступа к средствам.
По данным исследования «50 ведущих банков Украины», кредитные учреждения начисляли на остаток по текущим счетам в среднем 3,12% годовых. При этом в банках с иностранным капиталом ставка была минимальной (0–0,1%), в то время как в небольших кредитных учреждениях с украинским капиталом она достигала 15%.

Снижение ставок по депозитам и процентов на остаток средств на текущих счетах будет возможно лишь после прекращения или хотя бы замораживания военного конфликта, стабилизации валютного курса, а также снятия всех ограничений на валютном рынке. «В этом случае можно было бы ожидать понижения ставок на 1–2 процентных пункта и смещения максимальных ставок в сторону долгосрочных депозитов. Эта тенденция наметилась в начале года, но повышение НБУ учетной ставки до 30% привело к тому, что стоимость коротких ресурсов в си-стеме выросла даже для банков, которые никогда не пользовались рефинансированием НБУ», — говорит Тамаш Хак-Ковач.

Препятствуют снижению доходности и предпочтения вкладчиков. «Банки будут искать баланс между стремлением клиента дорого разместиться на короткий срок с максимальным доступом к средствам и своей потребностью удлинить портфель и сместить срочность новых при-влечений депозитов хотя бы к полугодовой», — говорит начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов ВТБ Банка Марина Кшинина.

Loader Loading...
EAD Logo Taking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Загрузить [396.44 KB]

ПОСТЕПЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннексия Крыма и боевые действия на востоке страны стали причиной снижения количества торговых терминалов: по итогам прошлого года их количество уменьшилось на 8%, до 192,3 тыс. штук. Но сегмент эквайринга все равно развивается, и, несмотря на потери, сейчас количество терминалов в стране на треть больше, чем два года назад. «Негативный тренд в платежной инфраструктуре страны не смог повлиять на рост популярности безналичных форм расчетов. Основные причины — уменьшение количества банкоматов и увеличение количества пред-приятий, пользующихся услугами эквайринга», — объясняет председатель правления банка «Кредит Днепр» Елена Малинская.

Лидерами рынка торгового эквайринга являются ПриватБанк, Райффайзен Банк Аваль, Ощадбанк, банк «Финансы и Кредит», Укрсоцбанк, Укрэксимбанк, ПУМБ, «Пивденный» и Укр¬Сиббанк. На начало января 2015 года этими учреждениями установлена 171 тыс. торговых терминалов (более 95% рынка). Рынок покинуло лишь одно учреждение с более чем тысячей установленных терминалов — банк «Надра».

Комиссии за оплату торгового эквайринга длительное время снижались, достигнув в конце года уровня 0,4–1,7% для расчетов картами банка-эквайера (лишь у двух банков комиссия составляла 2%) и 1,6–2,8% — для карт других эмитентов. Как и ранее, банки устанавливают стоимость услуги исходя из размера ежемесячного оборота по терминалам, количества торговых точек и услуг, которые заказывает предприятие.

Если раньше большинство эквайеров предоставляли торговые терминалы бесплатно, то теперь многие ввели ежемесячную абонплату в размере 30–220 гривен. «Основные игроки рынка стараются увеличить количество своих клиентов за счет конкурентов. Текущая цель банков — достичь рентабельности использования терминалов эквайринга. Тарифы будут расти, многие банки уже вводят плату за аренду терминала», — говорит Анна Кармалова.
В текущем году некоторые кредитные учреждения могут предложить предприятиям самостоятельно покупать торговые терминалы, как это происходит в европейских странах. Наряду с этим будет распространяться отдельный вид торгового эквайринга, для которого не нужен терминал — достаточно приложения в смартфоне.

Loader Loading...
EAD Logo Taking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Загрузить [396.44 KB]

ЦЕНЫ РАСТУТ

Сегмент инкассаторских услуг — единственный, в котором не произошло перераспределения клиентов в связи с ликвидацией ряда кредитных учреждений. Несмотря на то что в числе ушедших с рынка инкассации оказались Брокбизнесбанк, «Форум» и «Надра», десятка лидеров продолжает работу. Правда, одни участники снизили свою активность, а другие даже заявили о сворачивании этого направления бизнеса. Но по итогам года им все же удалось сохранить место в числе лидеров. «Мелкие банки, которые имели свою инкассацию и на сегодня ликвидированы или снизили деловую активность, как правило, обслуживали внутрибанковские подразделения (отделения, АТМ)», — говорит начальник управления координации работы с наличными деньгами и предоставления услуг инкассации Укрсоцбанка Игорь Дорошенко.

Охранные фирмы, которые могли соперничать с банками в сегменте инкассации, более двух лет назад ушли с рынка — после внесения изменения в нормативную базу НБУ, запрещающего им оказывать такие услуги. В результате конкурентная борьба ведется между крупными участниками рынка, имеющими собственные службы инкассации. И в этом есть положительные стороны. Например, большинство крупных участников рынка еще в 2013–2014 годах обновили свои парки авто до бронированных по ГОСТу 3975-2000.

Основные сложности, с которыми сталкиваются банки во время инкассации, — работа на территориях, примыкающих к зоне АТО, а также на не подконтрольных украинской власти. «Это наличие блокпостов, необходимость оформления пропусков на проезд, плохое качество до-рог. Кроме того, в связи с тем, что территориальные управления НБУ прекратили свою работу в Луганской и Донецкой областях, доставку ценностей на эти территории приходится осуществлять из соседних областей и наоборот», — рассказывает начальник управления организации инкассации, перерасчета и сбережения валютных ценностей Ощадбанка Александр Герасимов. Что интересно, банкиры прогнозируют скорое введение в инкассаторский обиход специальных устройств для перевозки ценностей, которые уничтожают содержимое, если их пытаются открыть. Такое нововведение позволит уменьшить число нападений на инкассаторские авто.

Как и в других сегментах, рынок заказчиков услуг инкассации уменьшился. Однако банкиры подчеркивают, что средние объемы инкассированных средств при этом растут. «В сегменте обслуживания банков наблюдается существенное снижение спроса из-за ликвидации ряда банков, их отделений, платежных терминалов и банкоматов. При этом в связи с ростом розничных цен на товары и услуги средние объемы инкассированных средств увеличиваются», — отмечает Александр Герасимов.

Некоторые банки повысили стоимость инкассации: если в начале 2014 года большинство минимальных ежемесячных тарифов находилось в рамках 1000–2000 гривен, то сегодня их размер увеличился до 2000–3000 гривен, и лишь единицы учреждений до сих пор взимают 1200–1500 гривен в месяц. Стоимость одноразовой инкассации также увеличилась — со 100–150 гривен до 150–250 гривен. «В целом рынок услуг инкассации торговой выручки сегодня недооценен, и многие банки работают на грани окупаемости затрат или за счет перекрытия расходов инкассации доходами от других услуг, таких как эквайринг, расчетно-кассовое обслуживание», — считает Александр Герасимов. По его словам, банк пытается снизить собственные затраты при помощи оптимизации структуры службы инкассации, пересмотра мест расположения касс пересчета, оптимизации маршрутов.

ПРОГНОЗ УМЕРЕННЫЙ
В нынешнем году борьба за клиентов будет еще жестче, чем раньше. На рост объемов промышленного производства в 2015 году рассчитывать не приходится, соответственно, привлечение средств одними банками будет происходить за счет потери клиентов другими кредитными учреждениями. Но если будут ослаблены ограничения на валютном рынке, то в официальную экономику могут вернуться средства, которые на текущий момент обращаются в тени.

Ожидания банкиров в отношении обслуживания корпоративного сектора намного оптимистичнее, чем в отношении розницы. «В этом году юридические лица являются главным источником пассивов банков. Основная часть денежного оборота проходит через банковские счета, поэтому у надежных банков проблем с привлечением средств юрлиц и физлиц-предпринимателей не будет», — считает директор департамента среднего корпоративного бизнеса Универсал Банка Евгений Заиграев.

Loader Loading...
EAD Logo Taking too long?

Reload Reload document
| Open Open in new tab

Загрузить [368.78 KB]