Скорая семейная помощь
«Состоятельные клиенты, как правило, обращаются к семейным адвокатам, когда конфликт выходит на активную стадию»
констатирует Олег Голубничий, адвокат, руководитель практики семейного и наследственного права АО MITRAX
— Чем, по вашему мнению, объясняется спрос на услуги практики семейного права и сопровождения интересов именно частных клиентов?
— Объемы рынка юридических услуг объективно сокращаются, но при этом спрос частных клиентов на представительство в сфере семейного права стабильно высокий. Более того, мы отмечаем, что сейчас эта услуга становится все больше востребованной. Состоятельные украинцы готовы бороться за своих детей и за свое имущество так же рьяно, как и за собственную свободу в уголовных производствах. Но поскольку подобного рода ситуации — это очень личные вопросы, а по статистике чуть ли не половина браков заканчивается разводами, главная задача юриста в таких спорах — сделать все правильно, быстро и качественно. И с учетом реалий нашей судебной системы не вызывает удивления тот факт, что одна из наиболее востребованных услуг в этой сфере — «быстрый развод».
— Какие вопросы семейного права больше всего интересуют ваших клиентов?
— Если говорить об узкой трактовке, то практика семейного права объединяет услуги, связанные с заключением и расторжением брака, разделом имущества, определением порядка содержания и воспитания детей, места их жительства и графика встреч с ними, размера и порядка выплаты алиментов, а также вопросы выезда детей за границу. Преимущественно весь спектр этих вопросов решается в судебном порядке. Однако достаточно популярными являются и услуги по мирному урегулированию конфликтных ситуаций, например, путем подписания брачных контрактов, алиментных договоров, договоров раздела имущества, договоров содержания и воспитания детей.
— Кто является вашими основными клиентами? Как они к вам попадают?
— За годы работы на юридическом рынке у нас сформировалась достаточно большая экосистема, в которой нас знают как специалистов в этом направлении. Основным источником клиентов выступают рекомендации наших коллег. Большое количество юрфирм и инхаус-юристов передают нам в работу свои семейные кейсы. Интересно, что часто это делают даже компании, которые занимаются в том числе семейной практикой, а это свидетельствует лишь о большом доверии с их стороны. Еще один источник — рекомендации существующих клиентов, которым мы помогли разрешить их спор. Это и представители шоу-бизнеса, и известные медийные персоны, и собственники среднего и крупного бизнеса, и чиновники. Мы ценим их доверие, поэтому при сопровождении дел такого рода проявляем повышенную заботу об их конфиденциальности, так как личным конфликтам не место в публичной и деловой жизни человека. Несмотря на то что о наличии практики семейного права заявляют большое количество юрфирм, высококлассных специалистов в этом направлении не так уж и много. Не раз к нам попадали дела, которые уже считались проигранными, а мы правовыми методами переводили их на новый круг слушаний и успешно урегулировали конфликт между сторонами.
— Сотрудничаете ли вы с банками по вопросам, связанным с семейным правом?
— Скорее сами банкиры составляют существенную часть нашего клиентского портфеля практики семейного права. Они относятся к уязвимой категории из-за своих высоких официальных доходов. Более того, это именно та сфера, где любой публичный скандал может сказаться на карьере, поэтому необходимо все действия проводить аккуратно, быстро, результативно и желательно тихо. В банках очень внимательно следят за бэкграундом своих сотрудников. Такая степень секретности объясняется тем, что банкирам есть что защищать, а репутационные моменты имеют очень большое значение для них, как, впрочем, и для других публичных личностей.
— Можно ли утверждать, что состоятельные украинцы стали больше внимания уделять своим частноправовым вопросам?
— Состоятельные клиенты, как правило, обращаются к семейным адвокатам, когда все уже очень плохо и ситуация зашла в тупик. Очень редко к адвокату приходят, чтобы урегулировать текущие вопросы. В большинстве случаев речь идет уже о срочном принятии мер, направленных на защиту имущества от раздела (это очень популярная услуга), либо о взыскании алиментов. Клиенты обращаются к нам, когда конфликт выходит на активную стадию, и это связано с тем, что человеку очень сложно в такой ситуации, он до последнего отказывается верить, что его семья разрушена.
— Какие сложности наиболее часто возникают при работе с «частным» проектом?
— Начнем с имущества. Часто бывает, что в браке происходит абсолютно непропорциональное накопление капитала со стороны партнеров. Соответственно, при расторжении брака сторона, которая внесла больше, закономерно хочет получить больше. Вторая сторона в лучшем случае настаивает на равном разделе. Семейный кодекс предусматривает целый ряд обстоятельств, при которых имущество делится в разных долях. Доказывать сложно, но реально.
Еще один момент, также связанный с имуществом, — это гражданский брак, особенно если все активы оформлялись на одного из супругов. В нашей практике есть очень интересные дела, связанные с доказыванием совместного проживания и раздела имущества между сторонами.
Вторая группа сложностей касается детей. Нужно отметить приятную тенденцию выравнивания прав родителей на участие в воспитании детей. Защитить права матери в принципе достаточно просто, в отношении отцов еще до недавнего времени все было гораздо сложнее. Есть очень интересные кейсы, связанные с определением размера алиментов, особенно при очень больших официальных доходах. Свою специфику имеют дела, в которых стороны достигли определенных договоренностей и нужно грамотно и быстро формализовать все через суд.
— Часто ли в вашей практике семейные споры заканчиваются мировым соглашением?
— В нашей практике мы придерживаемся принципа, что плохой мир лучше хорошей войны. Но семейное право имеет ряд нюансов, которые необходимо учитывать. Первый — на определенном этапе люди начинают вести себя иррационально, есть некие обиды, которые бывает крайне сложно простить. Второй — люди, которым есть что делить, очень принципиальны и часто упрямы. Мы этого не одобряем, но часто клиенты настроены бороться до конца.
Но договориться всегда лучше, ведь именно в мировом соглашении будут прописаны условия, удовлетворяющие обе стороны. Суд может вынести решение, которое он считает нужным, при этом обе стороны могут быть недовольны. Однако наша цель — помочь клиенту, а не просто формально сопроводить необходимые процедуры и заработать на его процессе.
Другой вопрос заключается в том, на каком именно этапе стоит начинать договариваться. Иногда, чтобы прийти к соглашению, нужно пройти в течение трех лет немало судебных процессов и понести существенные издержки. В нашей практике есть примеры, когда в самом начале спора мы предлагали клиенту алгоритмы его урегулирования. К ним же мы в итоге и возвращались, выиграв это дело в судах всех инстанций. Можно сказать, что мы однозначно уважаем желание клиента «воевать», но при этом на каждом этапе процесса не исключаем возможности мирно решить вопрос исключительно в его интересах.